|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Художник Исраил Цвайгенбаум побывал на родине предков в Польше

Художник Исраил Цвайгенбаум побывал на родине предков в Польше

Мы не раз писали об уроженце Дербента, талантливом художнике Исраиле Цвайгенбауме, проживающем с семьей в США. Его родители: Мирвори Едидьяева-Ифраимова, горская еврейка, и Иосиф Цвайгенбаум, уроженец Польши, волею судеб, оказавшийся в 1939 г. в Дербенте. Отцу Исраил посвятил одну из своих картин под названием «Ностальгия».

В детстве Исраиль часто слышал от отца о городе Бендзин в Польше, где он родился и окончил ешиву. Город был захвачен вермахтом 4 сентября 1939 г. В ночь на 9 сентября фашисты сожгли синагогу и прилегающие к ней полсотни еврейских домов. Пытавшихся спастись из огня расстреливали на месте, погибло более двухсот человек. С первых дней начались аресты и вымогательство денег под угрозой высылки в концлагеря.
 
С городского стадиона 12 августа 1942 г. основную группу евреев отправили в концентрационный лагерь. По данным Региональной еврейской комиссии в Катовице, во время оккупации в Бендзине проживало примерно 25 тысяч евреев, из них выжило не более 2000 человек. Посетив музей в Катовице, Исраиль обнаружил историческую книгу, где отмечены даты рождения отца и его сестер (Зисл, Кайла-Лея, Рейзл), дедушки и бабушки.     

Иосиф Цвайгенбаум потерял во время войны почти всю семью. Каждый год в Йом-Кипур в дербентской синагоги «Келе-Нумаз» он проводил молитвенную службу вместе с  местными ашкеназами, читал с ними поминальную молитву «Изкор» за усопших и всех убитых во время Второй мировой войны.

«Для меня, — рассказывает Исраил, — эта поездка в Польшу, на родину предков отца, оказалась очень интересной, но и сложной в эмоциональном отношении. В первой половине августа я путешествовал по Польше с группой туристов (14 человек) из разных стран. Я посетил родной город отца, Бендзин, увидел здание, где он проживал с родителями и сестрами до войны. Мои ближайшие родственники были отравлены газом в концлагере Освенцим. Сегодня в Бендзине, где евреев не осталось, сотни волонтеров, среди которых много молодёжи, ухаживают за еврейским кладбищем. Там, где похоронен мой дед, могилы, выглядят ухоженными. Я прочитал кадиш и зажег поминальную свечу по своему прадедушке Калману Цвайгенбауму».


Похожие статьи