|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Какую политику новый премьер Великобритании будет проводить в отношении Израиля

Какую политику новый премьер Великобритании будет проводить в отношении Израиля

Лиз Трасс, ставшая в понедельник новым премьер-министром Великобритании, является убежденным сторонником Израиля и называет себя союзником еврейской общины.

На самом деле Трасс, которая избрана лидером правящей Консервативной партии и сменит Бориса Джонсона, когда королева Елизавета II официально предложит ей сформировать правительство, по мнению критиков, легкомысленно относится к своим принципам, пишет Times of Israel.

Помимо ее предполагаемого оппортунизма, летняя ожесточенная борьба между Трасс и бывшим канцлером Риши Сунаком за лидерство в партии тори также вызвала вопросы о явном недостатке политической глубины и зрелости.

Например, попытка Трасс продемонстрировать свою поддержку британским евреям, изложенная в серии обещаний в прошлом месяце, была атакована некоторыми слоями общины и описана одним ветераном парламента еврейского происхождения как «разжигающая культурную войну чепуха».

Ее подъем в высший эшелон британской политики в качестве потенциального претендента на смену Джонсону был закреплен в сентябре прошлого года, когда Трасс была назначена министром иностранных дел. В то время это повышение было тепло встречено сторонниками Израиля в Великобритании.

"Каждый, кому важно укрепление отношений между Великобританией и Израилем, должен быть рад назначению Лиз Трасс новым министром иностранных дел, — заявил Ян Остин, в прошлом член парламента от лейбористов, который сейчас является независимым членом Палаты лордов и торговым атташе британского посольства в Израиле. — Нет никаких сомнений в ее поддержке Израиля и его права на самооборону».

В своей первой речи на ежегодной конференции Консервативной партии после назначения министром иностранных дел Трасс подчеркнула свои произраильские взгляды, назвав еврейское государство элементом новой «сети свободы» для противодействия авторитарным государствам. Несколько дней спустя она еще больше повысила статус Израиля, заявив, что у Великобритании «нет более близкого друга и союзника».

В октябре прошлого года она подписала с Израилем меморандум о взаимопонимании, который обязывал обе страны к более тесному сотрудничеству в области кибербезопасности, технологий, обороны, торговли и науки. Впоследствии Трасс говорила, что Великобритания и Израиль пришли к «уникальному партнерству».

«И Великобритания, и Израиль — это ориентированные на внешний мир, государства, которые являются естественными партнерами-единомышленниками», — заявила она в статье, опубликованной в издании UK Jewish News этим летом.

Лапид и Трасс также заявили прошлой осенью, что приложат максимальные усилия, чтобы остановить ядерную программу Ирана. Обязательство это Израиль может вскоре призвать Великобританию выполнить, поскольку переговоры по возобновлению ядерного соглашения с Ираном достигли кульминации.

Однако Трасс умолчала о том, как далеко она готова зайти, чтобы остановить амбиции Тегерана, ограничившись тем, что в прошлом месяце заявила газете Jewish Chronicle, что, будучи премьер-министром, она вместе с глобальными и региональными союзниками Великобритании сделает все необходимое, чтобы этого не произошло.

Заявление Трасс о том, что «как высокопоставленный министр правительства, я всегда стремилась к укреплению отношений между Великобританией и Израилем», не просто риторический флирт. До назначения в Министерство иностранных дел Трасс возглавляла Министерство международной торговли Великобритании, созданное после Брекзита и отражающее вновь обретенную Великобританией способность вести переговоры по собственным торговым сделкам, и упорно добивалась заключения соглашения о свободной торговле с Израилем.

Трасс недавно заявила, что на посту премьер-министра будет стремиться к облегчению торговых барьеров между Израилем и Великобританией и работать над заключением «продвинутого соглашения о свободной торговле, которое даст новые рабочие места и стимулирует экономический рост».

Трасс также использовала кампанию за лидерство в партии, чтобы заявить о неприятии текущей политики правительства Великобритании, сказав, что она рассмотрит вопрос о том, должна ли Великобритания последовать за США в вопросе переноса своего посольства из Тель-Авива в Иерусалим.

Когда в 2017 году президент Дональд Трамп приказал Вашингтону перенести свое посольство, тогдашний премьер-министр Великобритании Тереза Мэй раскритиковала этот шаг. Однако в прошлом месяце Трасс заявила Консервативной организации друзей Израиля (CFI), что, «признавая важность и деликатность вопроса», она попросит еще раз рассмотреть решение Великобритании остаться в Тель-Авиве. Ее заявление вызвало предсказуемую критику со стороны отставных британских дипломатов, 10 из которых написали в «Таймс», заявив, что ей следует дождаться создания палестинского государства.

В письме Консервативным друзьям Израиля Трасс также поддержала нападки Лапида на скандальный Специальный комитет ООН по расследованию действий Израиля в Газе, назвав его «институционально предвзятой пустой тратой денег».

«Представители ООН, известные своими антисемитскими высказываниями, — сказал Трасс, — не должны играть никакой роли в оценке деятельности Израиля».

Трасс также рассказала о своих усилиях по обеспечению того, чтобы Великобритания встала на сторону Израиля в борьбе с «антисемитизмом на международном уровне». Трасс также пообещала, что ужесточит и без того суровые правила Великобритании по борьбе с BDS, заявив, что она обеспечит, чтобы запланированные меры по пресечению деятельности местных органов власти, направленной против Израиля, попали в свод законов.

Трасс говорит, что ее связи с еврейской общиной берут начало в ее юности. Она некоторое время росла в Лидсе, городе на севере Великобритании с многочисленным еврейским населением, и утверждает, что у нее было много школьных друзей из числа евреев.

«Как премьер-министр, — написала Трасс в августе, — я сделаю все возможное, чтобы те, кто изрыгает явную ненависть к евреям, были быстро привлечены к ответственности по всей строгости закона». Трасс подкрепила это обещание обязательством улучшить обучение антисемитизму в школах и искоренить ненависть к евреям в студенческих кампусах.

Однако язык Трасс, когда она восхваляет еврейскую общину, неуклюжая попытка приравнять ценности тори к еврейским говорит о том, что неловкость нового премьер-министра на публичной сцене не ограничивается прошлыми странными высказываниями о британском сыре, яблоках и рынках свинины, которые на некоторое время сделали ее объектом насмешек.

«Многие еврейские ценности — это консервативные ценности, а также британские ценности, например, понимание важности семьи и принятие мер по защите семейной ячейки; ценности трудолюбия, самостоятельного старта и создания собственного бизнеса», — заявила она в августе.

Как отметил Еврейский совет за расовое равенство, Трасс нарисовала несколько монохромный портрет общины, а также (своим упоминанием о евреях, открывающих бизнес) вызвала к жизни антисемитские стереотипы.

Но, пожалуй, самые осуждающие комментарии прозвучали из уст журналиста «Таймс» Хьюго Рифкинда, сына сэра Малкольма Рифкинда, бывшего консервативного министра иностранных дел еврейского происхождения: «Приравнивание евреев к реакционной политике правого крыла — это то, что делают антисемиты левого крыла. Мне совершенно не нравится, когда этим занимаются и тори».

Поспешное заявление для прессы от кампании Трасс, в котором она попыталась прояснить свои высказывания, свидетельствует о признании опасности того, что ее увидят играющей в политику с такой чувствительной темой.

Критики Трасс утверждают, что ее пристрастие к публичности приводит к тому, что она намеренно провоцирует споры. Ее также неоднократно изображали как политического оппортуниста.

Выросшая в семье левых, Трасс в студенческие годы вступила в левоцентристскую Либерально-Демократическую партию и быстро поднялась в рядах ее молодежного крыла. Однако без видимых объяснений Трасс перешла на сторону консерваторов в конце 1990-х годов (конечно, учитывая победу Блэра на выборах в 1997 году, это был не самый подходящий момент для перехода в ряды тори). Либеральные демократы также традиционно были наименее произраильскими из трех основных партий Великобритании.

Хотя мнение, что Трасс является политическим флюгером, может и не повлиять на ее позицию в отношении Израиля, учитывая твердость тори в этом вопросе, политикам и дипломатам еврейского государства, возможно, следует остерегаться критики, с которой столкнулся новый премьер-министр. В то время как Великобритания сталкивается с цунами проблем — прежде всего, с больной экономикой, растущими ценами на энергоносители и кризисом стоимости жизни — склонность Трасс к жизнерадостным утверждениям иногда приводит к тому, что она кажется несколько оторванной от реальности.

Призывы смотреть на светлую сторону и надеяться на лучшее, конечно же, не являются теми советами, которые высоко ценятся в Иерусалиме.

 

Похожие статьи