Этой осенью Арт Шпигельман получит почетную Национальную книжную премию за выдающийся вклад в американскую литературу, пишет журналист «Associated Press» Гиллель Итали.
Он чувствует себя польщенным и немного обеспокоенным. Неожиданное удовольствие от того, что был упомянут Национальным книжным фондом, приходит через несколько месяцев после скандальной истории с его «Маусом», получившим Пулитцеровскую премию, который был отозван школьным советом Теннесси, решившим, что графический роман Шпигельмана о Холокосте неуместен для школьной программы округа. Продажи «Мауса» и других книг Шпигельмана выросли, но повышенное внимание отвлекло его от других приоритетов.
«Мой рабочий график был разбит вдребезги», — сказал он во время недавнего телефонного интервью. «Я был счастлив вернуться в свое убежище». Теперь 74-летний Шпигельман ожидает возвращения в мир, что, по общему признанию, является завидным бременем, которое потребует от него выделить время и обдумать свое десятилетнее наследие, глубокое и широкомасштабное. Его влияние простирается от «Мауса», получившего специальную награду от Пулитцеровских судей в 1992 году, до его работы в андеграундных комиксах 1970-х годов и его знаменитых обложек журнала «New Yorker», в частности, затемненных силуэтов башен-близнецов, которые появились через две недели после террористических атак в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.
«Арт Шпигельман захватил воображение всего мира с помощью комиксов», — заявил 9 сентября председатель совета директоров Национального книжного фонда Дэвид Стейнбергер. «Его мастерские графические романы затрагивают и освещают темы от Холокоста до последствий 11 сентября, наряду с личной близостью людей, событий и комиксов, которые сформировали его как художника. Новаторская работа Шпигельмана показала нам безграничные возможности комиксов как формы литературного искусства». Уроженец Стокгольма, Шпигельман был малышом, когда его семья эмигрировала в США в начале 1950-х годов.
Его предки были польскими евреями, и он потерял десятки родственников, включая своего брата Рисио, во время Холокоста, трагической истории, которую он использовал для «Мауса». Его карьера карикатуриста началась еще в подростковом возрасте, когда он публиковал рисунки для «Smudge» и других журналов для фанатов, а также выпускал собственное издание «Blasé». Карьера Шпигельмана — это, в частности, история о том, как он взял художественную форму, связанную с детьми, и изменил ее для взрослых, что он называет «исследованием языка и природы комиксов». Он является первым художником-карикатуристом, получившим от Национального книжного фонда медаль DCAL, которой ранее были награждены Тони Моррисон, Филипа Рота и Роберта Каро.
«Это сильно отличается от того, что происходило в 1970-х, когда быть карикатуристом, по сути, означало — если вы не были Чарльзом Шульцем — что вы не были в высшей лиге успеха. Это было больше похоже на работу татуировщиком», — говорит Шпигельман. «Но мир меняется. Произошел культурный сдвиг, который сделал создание комиксов менее уничижительным. У вас был момент в 1950-х, когда комиксы запретили по всей Америке. Комиксы считались опасными, и у нас была борьба за то, что детям разрешено смотреть. Была система рейтингов (Кодекс комиксов), и многое из этого было чепухой. Но джин уже давно выпущен из бутылки».
На церемонии 16 ноября, организованной Книжным фондом Шпигельмана представит Нил Гейман. В недавнем телефонном интервью Гейман рассказал, что Шпигельман оказал на него неизгладимое влияние. Он вспомнил, что видел некоторые изображения «Мауса» Шпигельмана около 40 лет назад и связал их со своим собственным опытом в качестве родственника евреев, переживших Холокост. «Это оставило отпечатки в моей душе», — заявил он о работе Шпигельмана. Спустя годы они подружились, несмотря на то, что у Геймана, который вспоминает, как отказался от возможности встретиться с Дэвидом Боуи и Элвисом Костелло, есть неофициальное правило не встречаться со своими кумирами. Но он заметил, что его восхищение и привязанность к Шпигельману только усилились, и его не удивило, что Шпигельман беспокоился о том, что победа в DCAL может нарушить его рабочий график. «Это Искусство», — заявил он. «Искусство, с большой буквы «И», всегда думает об искусстве, с маленькой «и». Он делает вещи, которые имеют значение. И я думаю, он знает, что делает вещи, которые имеют значение. И я думаю, что нам невероятно повезло с ним».