|
Яна Любарская
Яна Любарская

К 80-летию Сталинградской битвы: «Доставлен в медсанбат после тяжелого ранения и вскорости скончался…»

К 80-летию Сталинградской битвы: «Доставлен в медсанбат после тяжелого ранения и вскорости скончался…»

Несколько лет назад, Владимир Борисович Ошеров передал в Центр «Холокост» фронтовые письма своего отца, Ошерова Бориса Яковлевича (25.03.1907 — 23.11.1942 гг.), погибшего в Сталинградской битве в 1942-м году. Его теплые, пропитанные необычайной любовью и нежностью трогательные весточки адресованы маленькому сыну Володе и супруге, Анне Соломоновне (Пищик) Ошеровой, которая позже тоже служила в Красной армии, а её родная сестра с дочкой погибла в Бабьем Яру. В конце 1942 г. Анна Соломоновна получила трагическое известие о гибели супруга, и это страшное сообщение разделило ее жизнь и жизнь ее маленького сына — на «до» и «после»…

«Папа родился в марте 1907-го года в городе Сураж (ныне -Брянской области), в еврейской черте оседлости. Являлся членом партии с 1925 года, занимался коллективизацией после революции. В 1930-м году женился на моей будущей маме - Анне Соломоновне Пищик. Она родилась в 1912 г. в Киеве. В 1930-м году папу отправили учиться на рабфак при московском Бауманском институте, на механический факультет. Моя мама работала секретарем-машинисткой в различных организациях, папа также трудился на руководящих и партийных должностях. В столице мои родители проживали на улице Малая Ордынка. Однако, их благополучие, их семейное счастье было недолгим, ведь уже в октябре 1941-го года папа был призван в армию. Отправлен на фронт рядовым, назначен политруком миномётной роты», — рассказывает Владимир Борисович Ошеров, которого домашние ласково называли «Владик».

Последний раз он видел своего папу в трехлетнем возрасте, поэтому почти не помнит его. Родители Владимира Борисовича поженились, когда его маме исполнилось 18 лет, а папе – 23 года.

В дальнейшем, заместитель политрука 587-го стрелкового полка Борис Яковлевич Ошеров воевал под Сталинградом, посмертно награжден медалью «За оборону Сталинграда».

Анна Соломоновна, вместе с маленьким сыном, в ноябре 1941-го года выехала в эвакуацию в г.Петропавловск в Казахстане, где работала в госпитале на административной должности. В январе 1943-го года, после получения похоронки, оставшись вдовой, Анна Соломоновна с сыном спешно вернулись Москву. Маленького Володю мама отдала в интернат при дивизии им.Дзержинского Московского военного округа, этот детский дом был расположен в подмосковном г.Реутов, а сама служила в штабе дивизии, в должности старшины, на административной должности.

Владимир Ошеров вспоминает, что в те годы, в этом интернате собралось очень много детишек, оставшихся без родителей, маленьких и самых беззащитных свидетелей той страшной войны. К счастью, у Володи оставалась любящая мама. После демобилизации в июне 1945-го года, Анна Соломоновна Ошерова забрала своего мальчика из интерната, и в сентябре 1945-го года Владимир Ошеров пошел в школу.

Тем временем, Анна Соломоновна нашла новую работу и в мирной жизни, устроившись в секретариат министра нефтяной промышленности Н.Байбакова, в последние несколько лет трудилась там же, уже в должности экономиста. Умерла в январе 1995-го года.

По воспоминаниям Владимира Борисовича, у его мамы было еще три сестры, Анна Соломоновна Ошерова (Пищик) — самая младшая из всех. Старшая — Ева Пищик с дочерью Софой не успела уехать из Киева, и они погибли в Бабьем Яру, а ее муж Зяма и старший сын Марк воевали и остались живы. Еву и ее дочь удалось увековечить в мемориальном комплексе «Яд Вашем»: «Отец моего папы, мой дедушка, являлся давнишним членом компартии. Его похоронили в Сураже, где они жили и где родились все его дети, как бывалого коммуниста, со всеми почестями. У моего папы, погибшего Бориса Ошерова еще было три брата - Роман, Ефим, Исаак. Все прошли войну, остались живы, находясь в армии и до 1941-го года успев закончить Школу кремлевских курсантов. Ефим Ошеров, будучи офицером, в начале войны попал в плен в боях в Эстонии, находился в лагерях, но смог выжить, так как никто не раскрыл тайны, что он — еврей. Ефим Ошеров бежал от нацистов из вагона поезда при перевозке пленных. После побега он попал к партизанам и воевал с ними, потом присоединился к Красной армии, влился вместе с партизанами в ее ряды и сражался с до окончания войны. Награжден медалью «Партизану Отечественной войны» и другими медалями. Исаак Ошеров, после тяжелого ранения, находясь в звании капитана был в 1944-м году комиссован, также имеет награды. Награжден был и Роман Ошеров, закончивший войну полковником на Северном флоте».

Сам Владимир Ошеров тоже состоялся в жизни. Закончив школу, в 1955-м году поступил на военно-морской факультет при Ленинградском инженерно-строительном институте, где проучился два года. Факультет попал под сокращение в 1957-м году, после чего, Владимир вернулся домой, в Москву и продолжил обучение в Московском инженерно-строительном институте. После окончания института работал в различных проектных организациях Москвы, пройдя путь от инженера — до главного инженера архитектурно-строительного отдела.

Отдельно здесь следует рассказать и о том, как ветеран войны Анна Соломоновна, с уже повзрослевшим сыном Володей искали могилу Бориса Яковлевича, похороненного, как потом выяснилось, в селе Пичуга, (ныне - Волгоградской области): «Мама начала искать место захоронения папы задолго до юбилейного 1965-го года, то есть задолго до двадцатилетия со дня великой Победы. И мы нашли это знаковое место только в 1968-м году, в августе. Нам ведь не сказали, где папа похоронен. Во время войны прислали похоронку — и все. Мы знали только, что отец покоился в братской могиле. Стали с мамой ездить по всем братским могилам, которые находятся в Сталинградской области и к счастью — нашли, благодаря выписке с фамилиями, гласившей о том, что в том самом захоронении покоится около 100 человек, включая Б.Я.Ошерова.» — говорит мой собеседник.

Впоследствии, Владимир и Анна Соломоновна бывали в тех местах много раз, навещая братскую могилу. Сегодня там возведены мемориал и памятная мраморная стена, где зафиксированы имена всех захороненных.

Анна Соломоновна Ошерова также награждена медалями «За победу над Германией 1941-1945 год» и всеми юбилейными медалями, начиная с 20-летия Победы и заканчивая 50-летием Победы, юбилейной медалью 800-летия Москвы. О Борисе Яковлевиче Ошерове имеется запись в мемориальном комплексе «Яд Вашем», в электронной «Книге памяти» - на Поклонной горе, в Книге о погибших москвичах, в Книге о погибших воинах-евреях.

А для наших читателей напомним, что Сталинградская битва — одно из важнейших и крупнейших сражений Второй мировой и Великой Отечественной войны. Битва происходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Победа Красной армии, после череды поражений 1941—1942 годов, положила начало «коренному перелому» в войне.

Сегодня Владимиру Борисовичу — 85 лет, он живет в центре старой Москвы, иногда посещает местную еврейскую общину «Среди своих», но самое главное — спешит поделиться с читателями драгоценными семейными реликвиями — фронтовыми письмами своего отца, и все это — ради сохранения исторической памяти для будущих потомков.

Л.А.Тёрушкин, заведующий Архивом Центра «Холокост»: «Хочется поблагодарить В.Б.Ошерова за то, что он поделился с нами письмами и фотографиями из своего семейного архива и прокомментировал все эти документы. Как раз грядёт 80-летие Сталинградской битвы и 80 лет с момента гибели Б.Я.Ошерова. 23 ноября 1942 г. он был ранен и умер в медсанбате №330.

Изучая письма Бориса Ошерова, можно отметить, что одно из них прислано из Киргизской ССР, где формировалась воинская часть. Другие - по дороге на фронт и с фронта. Да, сначала может показаться, что эти весточки, возможно, сильно перегружены бытовыми подробностями. Их автор подробно рассуждает о том, какие сегодня цены на тот или иной товар, как выжить его семье в это тяжёлое время. Однако, во фронтовых посланиях Ошерова содержатся как раз весьма важные сведения о военной повседневности, о быте и условиях жизни людей в годы войны, о переживаниях, чувствах и беспокойстве фронтовика о любимой семье, о письмах из дома, о человеческих отношениях в абсолютно нечеловеческое время».

30/V-42 г.

Здравствуйте мои дорогие!

Сегодня получил два письма от Вас и Родных и тут же ответил. Отец пишет, что они имеют переписку, со всеми кроме Ефима. И сообщили, что Г. Гуревич в Москве. Сегодня как раз половина срока и зачеты сдал за первую половину с трудом. Моя мечта как можно скорее закончить, а потом время покажет. Жизнь у меня сугубо армейская с большой нагрузкой, при нормальных условиях программа рассчитана на два года, да учесть ежедневные походы. Свободного времени абсолютно нет. Я на днях послал Вам письмо домоуправления - сохрани это письмо. На чье имя послала 100 руб? Надо было на имя домоуправления, с указанием в счет квартплаты. Приедем, тогда разберемся. Письмо спрячь. Пишите часто и подробно обо всем. Договорись с Любой, чтобы Катя тебе помогала на огород ходить за тебя. В этом году, с осени, придется заготовить с расчетом до глубокой весны все овощи.

Привет всем нашим и знакомым. Целую Вас крепко, Борис.


29/VI-42 г.

Здравствуйте дорогие!

Сообщаю, что я жив и здоров, отвечаю на письма сразу. Настроение - неплохое. С питанием немного лучше стало, так как иногда на несколько минут отпускают на почту и по пути покупаю огурцы 2р. кг., урюк 7-8р. кг., яблоки 4-5р. Вообще-то здесь жизнь дешевле, и все на рынке есть. Деньги я стал расходовать и пока есть, дотяну ими до конца. Вопрос о поездке твоей в Москву решится осенью, а пока хороший хозяин, прими меры, чтобы на всякий случай обеспечить себя полностью на зиму овощами и топливом, все это можно будет потом продать. Владику пальтишко надо делать, посоветуйся с портнихой, выдержит ли мой пиджак. Сшить нужно размером побольше, вату, воротничек и подкладку достань. Пиши о себе, как твое здоровье, как Владика, что как с питанием, пиши о продуктах и какие цены. Иногда обидно, что у нас много овощей и фруктов, а вы там это не имеете, и я не могу использовать все это по-человечески. Привет Равинским и нашим всем, как Люба и все остальные. Какие новости вообще.

Привет всем. Целую Вас. Борис.



29/VI-42.

Дорогой Сыночек! Будь хорошим мальчиком, слушайся мамку и не шали. Будь здоров, расти большой. Целую тебя крепко, крепко, твой папка.

23/VII-42.

Здравствуйте дорогие!

Вчера получил открытку от 15/VII-42. Сообщаю, что я здоров. Самочувствие неплохое. Сегодня как раз закончились последние экзамены. Аттестацию официально еще не проходили, но документы уже заготовлены, с приездом комиссии СА/ЗО будет объявлено приказом. Звания будут повышать в части. А пока, до получения требования, будем повторять пройденную программу, сколько это может тянутся не знаю, но до 5-10-15/VIII-42 очевидно будем на месте. А в день получения требования нас отправят кого куда в разные направления. О всех подробностях я поставлю Вас в известность. Письма пока пишите.

Дермантин продай, а с деньгами – по-хозяйки! Отложи, как-будто их нет, это будет к отъезду. Положишь на книжку. Владику пальтишко нужно делать. Вчера от Исаака получил письмо. Деньги мне высылать не нужно, обойдусь. Привет всем нашим и знакомым. Целую Вас Борис, жду письма.

Г. Петропавловск.

Сев. Казахстан


п/я 34

Ошеровой Анне Соломоновне

г. Ош Киргизской ССР п/я 33 лит. «Б».

Ошеров Б.Я.



5/VIII-42 г.

Здравствуйте мои дорогие!

Пишу в вагоне. Вчера ночью нам объявили, что мы сегодня 5--го днем уезжаем, а когда сели в поезд, нам сказали, что едем пока в Саратов, а там неизвестно сколько будем и на фронт. Приказа так и не дождались об аттестации, а едем рядовыми, но на месте видно будет, как нас используют. Едем всем составом выпускников, это в связи с последними событиями на южном фронте. Аттестацию конечно желательно было бы закончить, но это от нас не зависит. А отсюда ты должна пока своим бюджетом располагать. Возможно поедем через Уральск, завтра в Ташкенте выяснится, и дам родителям телеграмму, чтобы они пришли на вокзал, а поезд стоит там 40 м. Послал вам часть вещей и немного урюка, вещи почисть и, если нужно будет, продавай. Сапоги я продал за 400 р. и мне на дорогу вполне хватит, будем ехать 9-10 дней. Обмундирование получили все новое, простое, но хорошее. Вот пока все мои новости. И теперь я в праве сказать, что я - настоящий фронтовик. О себе я буду вас информировать часто. Приветствую всех наших и знакомых.

Целую вас крепко, крепко. Борис.

Дорогой сынок Владик, твой папка едет на фронт, бить фашистов, а когда разобьем их - поедем домой в Москву. Расти большой. Слушайся мамку.

Целую тебя крепко - крепко твой папка.

Случайно в вагоне узнал, что едет в Петропавловск эта гр-ка, и я решил через нее передать письмо.




Дата письма не установлена.

Здравствуйте мои дорогие!

Сегодня получил письмо. Отвечаю, что я жив и здоров и надеюсь, что вытяну до конца, хотя трудновато, но ничего не поделаешь. Обо мне не беспокойтесь, думайте больше о себе. Послал я Вам письмо от домоуправления, думаю, что вы получили и сохраните его вместе с конвертом. Живите, крепитесь и готовьтесь к осени и зиме, чтобы не застало врасплох. Дрова и уголь заготовьте. А осенью полностью заготовите овощи, с расчетом, чтобы хватило. Вещи те, что не так необходимы - реализуй, но мне кажется, что лучше в обмен на продукты, так как за деньги ничего не купишь.

У нас погода хорошая. Работаем много. Питание среднее, жить можно. В баню ходим каждую декаду. Жду ответ от ребят и от вас частых писем. Приветствуйте всех наших и знакомых. Как Владик, ходит ли он в детский сад и как он чувствует. Целуй его за меня, хотел бы с ним повозиться.

Целую Ваш Борис. Привет всем, жду письма.



15/VIII-42 г.

Здравствуйте дорогие!

Нахожусь на месте со вчерашнего дня в деревне недалеко от города Вольска Саратовской области. Назначен пока врид. политрука Минометной Роты. Наша часть формируется после чего уедем на фронт. Вопрос аттестации решится в процессе работы. Условия у нас — неплохие. Обо мне не беспокойтесь, часто буду переписываться, хотя почта — далеко, но я устроюсь с этим. Я уже Вам писал, что родители меня не встречали в Уральске, дал им в пути две 2 телеграммы, не знаю в чем дело, может быть уехали к Шуре. Письмо я Вам также послал через Гр-ку, которая обещала вручить в день приезда. По дороге очень много фруктов поели до Ташкента, после Ташкента и до конца — жизнь безумно дорогая, а еще дороже — носильные вещи. Как, например, ст.туфли 3 т. руб. ст. белье 300-400 руб., т.е — все исчисляется в тысячах. Вещи если нужно продавать, то продавайте, но учтите, чтобы был от этого результат. За дермантин в шубе мог бы взять 3-4 тысячи руб. Материальная сторона у меня разрешится в этом м-це, до отправки на фронт и Вам вышлю аттестат. А пока ни в чем себе из продуктов не отказывайте и покупайте. Вот кратко обо мне. Как готовитесь к зиме? Как Владик? Подробно пишите мне обо всем, по указанному адресу. До I/IX, а потом сообщу дополнительно. Привет всем нашим и знакомым.

Целую Вас всех, особенно Владика. Борис-папка.

Мой адрес: П.П.С 908 стрел. полк 587 2го бат. Мин. Рота



Действующая Армия, 29. XII 1942 г.

Уважаемая Анна Соломоновна!

Отвечаю на полученную от Вас открытку:

Борис Яковлевич Ошеров был доставлен в Медсанбат после полученного им тяжелого ранения и вскорости скончался. Об этом Вам послано по Вашему московскому адресу извещение. Обнаруженные у умершего деньги 603 рубля поступили ко мне. 591 р 16 коп. я перевел Вам, а 11 р. 84 коп. взыскала почта за перевод.

Какие-либо подробности и обстоятельства ранения Вашего мужа, к сожалению, мне не известны и сообщить Вам что-либо об этом не могу.

В какой даже части он был последнее время установить мне не удалось.

Прошу простить за то, что написал такие печальные вести, но это не от меня зависит.

От души В/. сочувствующий

Куда: г. Петропавловск Сев. Казахстан часть 247

Кому: Ошеровой Анне Соломоновне

Адрес отправителя: «981» Полевая почта, Часть «101» Тимченко Дмитрий Федорович
Похожие статьи