Анна Франк часто бывала в Базеле во время своих каникул в 1930-х годах. Почему она не осталась там? О выставке в Цюрихе сообщает Judische Allgemeine.
Швейцарский национальный музей в Цюрихе в эти недели стал популярным местом для школьных экскурсий: они в большом количестве проводятся на выставке «Анна Франк и Швейцария». Однако судьба девочки-подростка, автора одного из самых известных в мире дневников, волнует не только молодежь Швейцарии, но и многих посетителей музея старшего поколения, которые еще с юности знают историю Анны Франк, умершей в 1945 году в концентрационном лагере Берген-Бельзен вместе со своей сестрой Марго, тяжело больной и совершенно истощенной.
Небольшая, хорошо документированная выставка рассказывает о жизни Анны Франк: о ее юности во Франкфурте, о ее бегстве в 1933 году от гитлеровской власти в якобы безопасный
Амстердам — город, который окажется смертельной ловушкой после немецкого вторжения в мае 1940 года - а также о том, как она пряталась в задней части дома вплоть до предательства, ареста и депортации в концентрационный лагерь.
Выставка демонстрирует обширные связи семьи Франков со Швейцарией: сестра Отто Франка Хелен, которую называли Лени, еще в 1929 году вместе со своим мужем Эрихом Элиасом и двумя сыновьями Бадди и Стефаном благоразумно уехала из Германии и поселилась в Базеле. На выставке представлена фотография Франков с сияющими лицами по прибытии на железнодорожный вокзал Базеля. Эрих Элиас получает возможность стать в городе представителем немецкой компании Opekta, производящей желирующие вещества.
Отто Франк возглавляет то же представительство в Амстердаме, по крайней мере, до тех пор, пока страна не будет оккупирована в 1940 году и евреи не будут вытеснены из общественной жизни.
Лени Элиас-Франк, в свою очередь, владел магазином в Базеле, поддерживая семью на плаву во время войны, после того как ее муж, как «неариец», теряет агентство Opekta. Их дом на западе Базеля становится настоящим центром семьи в эти военные годы. Пока есть возможность, они переписываются с Франками, включая Анну, до того, как скрывающиеся будут депортированы. Отто Франк — единственный член семьи, которому удалось выжить, позже, в 1953 году перебирается в Базель. В 1947 году он публикует дневник своей дочери, который вскоре станет выдающимся свидетельством Катастрофы. Однако до катастрофы Анна всегда отдыхает в Швейцарии с родителями и, несмотря на сгущающиеся над ними тучи, проводит беззаботные дни, особенно со своими двоюродными братьями Бадди и Стефаном, например, катаясь на коньках или совершая прогулки. Вопрос о том, почему базельским родственникам не удалось убедить Франков остаться в безопасной Швейцарии, занимал и даже мучил Бадди Элиаса, ставшего впоследствии актером, до самой его смерти в 2015 году.
Наверняка это было связано и с пренебрежительным отношением официальной Швейцарии ко многим еврейским беженцам. Выставка также документирует это: бабушки Анны Франк из Франкфурта и Цвайбрюккена смогли пережить войну в Швейцарии, но как лица без гражданства, над ними висел дамоклов меч изгнания и, следовательно, верной смерти.
Брату Эриха Элиаса Паулю было отказано во въезде в Швейцарию. Он был депортирован в Освенцим, где и погиб. Соответствующее письмо швейцарской полиции по делам иностранцев от января 1939 года на имя Эриха Элиаса представлено на выставке. Оно написано правильным официальным языком и является свидетельством отношения к евреям, за которое нейтральная страна стыдится и сегодня.