|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Заброшенные синагоги Румынии обретают новую жизнь с помощью виртуальных туров

Заброшенные синагоги Румынии обретают новую жизнь с помощью виртуальных туров
Синагога Иосефин в Тимишоаре Фото: (Sebastian Puraci/Asociația Pantograf/ via JTA)

Заходить внутрь Фабричной синагоги в Тимишоаре (Sinagoga din Fabric) было опасно: закрытое в 1986 году, богато украшенное строение 1899 года в самом центре города Тимишоара разрушается изнутри.

В Интернете — совсем другая история. Там посетители могут рассмотреть куполообразный купол, витражи которого все еще целы, даже несмотря на дыры в потолке, и подойти к арон-кодешу, закрытые двери которого создают иллюзию, что внутри может находиться Тора. Они могут подняться на балкон и посмотреть на ивритские буквы, все еще прикрепленные к стенам, а затем обратить свой взор на массивные граффити, занимающие целую стену второго этажа. Они даже могут осмотреть покрытый пылью орган синагоги, а затем выйти на солнечную улицу.

Этот виртуальный тур — один из восьми, запущенных недавно, чтобы дать интересующимся возможность погрузиться в мир, которого больше нет: в мир еврейских общин, которые развивались во времена империи Габсбургов в Трансильвании, на западе современной Румынии.

Сайт Povestile Sinagogilor («Истории синагог»), запущенный румынской организацией Pantograf в сотрудничестве с еврейскими общинами, приглашает посетителей совершить виртуальный тур по восьми еврейским достопримечательностям Румынии, включая главную синагогу Тимишоары, которая была недавно отреставрирована.

На сайте представлены интервью с нынешними еврейскими лидерами каждой общины, а также английские и румынские транскрипции устных свидетельств, собранных на протяжении десятилетий. В них евреи, родившиеся в этом районе, рассказывают о довоенной эпохе межэтнического сосуществования, годах фашистских преследований и массовой эмиграции, в основном в Израиль, во время просоветского режима и после его падения.

«У потомков живших там евреев наконец-то появилась возможность увидеть то, что оставили после себя их предки», — сказал Иван Блох, математик и предприниматель в сфере информационных технологий, который также является президентом еврейской общины города Лугож на западе Румынии.

Достижения в области виртуального туризма открыли новые горизонты для людей, интересующихся местами, имеющими еврейское значение. В настоящее время реализуется инициатива по воссозданию в Интернете разрушенных еврейских кладбищ Ливии, а этим летом Музей Израиля в Иерусалиме открыл выставку, позволяющую посетителям исследовать Большую синагогу в Алеппо с помощью виртуальной реальности. Оба проекта призваны познакомить с опытом еврейства в месте, где сейчас уже нет евреев.

В Румынии, напротив, сохранилось небольшое еврейское население, но оно в основном сосредоточено в Бухаресте.

Sinagoga_din_Fabric_-_Timisoara-640x400.jpg
Фабричная синагога в Тимишоаре 

Виртуальные туры посвящены другой части Румынии, расположенной в 500 км к западу и называемой Банат. В 1716 году регион, ранее принадлежавший туркам, был включен в состав империи Габсбургов, которой он принадлежал до ее распада в 1918 году. Территория Баната была разделена между Румынией, Сербией и Венгрией. Евреи, проживавшие в той части, которая перешла Румынии, говорили в основном на венгерском языке и не сталкивались с особыми проблемами до тех пор, пока политика румынского правительства не обрела отчетливо антисемитские черты в 1934 г.

Начиная с этого времени, сменявшие друг друга румынские правительства принимали все более агрессивные законы, лишавшие евреев их прав, и от 280 до 380 тыс. евреев были убиты во время Второй мировой войны, в основном на контролируемых Румынией территориях современной Украины. (Около 150 000 евреев, проживавших в оккупированной венграми Северной Трансильвании, также были убиты.) Большинство из тех, кто выжил, впоследствии покинули страну.

По словам Блоха, в Лугоже, третьем по величине городе региона Банат, еврейская община когда-то насчитывала более 1 500 человек, но сейчас ее численность составляет менее сотни. Синагога там находится в хорошем состоянии, но мало кто из евреев посещает ее.

«Проект практически восстанавливает связь, которая была прервана в 1950 году, когда половина общины эмигрировала в Израиль вместе со своим раввином», — сказал Блох.

Помимо того, что новый сайт открывает окно в историю для евреев за рубежом, его цель — просвещение местной аудитории.

«Он также адресован жителям этих городов, которые ежедневно проходят мимо синагог и ничего не знают об их роли и роли их еврейских общин в жизни румынского общества», — сказала координатор проекта Ралука-Елена Дорофтей в интервью Jewish Telegraphic Agency.

Большинство синагог, представленных на сайте, принадлежали к неологическому иудаизму, умеренно либеральному религиозному течению, возникшему в 19 веке в Венгрии и распространившемуся на всю Австро-Венгерскую империю. Музыка играла центральную роль в проводимых ими религиозных службах.

«Будучи неологического обряда, они могли петь, имели кантора, хор и орган», — говорит Блох, отмечая, что некоторые из органов этих синагог «до сих пор функционируют».

В 1948 году зарождающийся просоветский режим заставил еврейские общины объединиться в единую структуру.

10-26-22-Sinagoga-din-Lugoj-Sebastian-Puraci-21-640x400.jpeg
Синагога Лугожа (Sebastian Puraci/Asociația Pantograf/ via JTA)

«Коммунисты сказали еврейским лидерам: мы хотим, чтобы у вас была одна единая община, которую мы можем контролировать, и это ваша проблема, как вы ее организуете внутри», — сказала Фелиция Вальдман, исследователь послевоенной еврейской жизни в ее родной Румынии. В результате, по ее словам, община неологов исчезла как отдельная структура и была вынуждена интегрироваться в ортодоксальную общину большинства. То же самое произошло и с сефардской общиной, которая стала частью ашкеназской официальной еврейской конгрегации.

«Сегодня мы продолжаем молиться и исповедовать религию в ортодоксальной форме, в соответствии с решением раввината и Федерации еврейских общин Румынии», — сказал Блох.

В некоторых случаях лидеры общин надеются, что проект «Истории синагог» сможет привлечь поддержку для ремонта их исторических зданий. Например, Фабричная синагога была передана местной театральной компании с гарантией, что та оплатит ее ремонт; когда компания не смогла собрать средства, здание вернулось под контроль еврейской общины. Теперь, говорится на новом сайте, община снова ищет решения для оплаты ремонта.

«Совершенное архитектурное произведение, синагога, построенная на сотни лет, — говорится на сайте, — находится под угрозой превращения в руины».

Похожие статьи