Дэн Бротман: «Я ходил по улицам Баку в кипе. Мне было здесь очень комфортно»

Дэн Бротман: «Я ходил по улицам Баку в кипе. Мне было здесь очень комфортно»
Дэн Бротман

Интервью СТМЭГИ с исполнительным директором Виндзорской еврейской федерации Канады (Онтарио) и публицистом Detroit Jewish News Дэном Бротманом. 

- Какова была цель вашей поездки в Азербайджан?

- Я бы сказал, что основной целью этой поездки было наведение мостов между азербайджанской диаспорой, которая крайне малочисленна в Канаде, и многими евреями, ничего не знающими об Азербайджане. Мы пытались наладить более тесные связи между двумя общинами. Так что я думаю, цель этой поездки состояла в том, чтобы мы – главы канадской еврейской общины и журналисты, приехали и узнали больше об Азербайджане — узнали лучше культуру, историю и текущие дела этой страны и впоследствии могли поделиться с другими тем, что увидели и чему научились.

Я думаю, в долгосрочной перспективе мы намерены наладить гораздо более тесные связи между еврейской общиной Канады и азербайджанской диаспорой. Это был действительно замечательный шанс узнать больше о диаспоре, приехав в Азербайджан и поняв, откуда она пришла. Так что определенно целью нашей поездки было налаживание мостов.

Многие из нас — журналисты, и по возвращению домой нам предстоит сделать многое для более тесного сотрудничества с азербайджанской диаспорой Канады. Мы уже поделились своими впечатлениями и фотографиями в соцсетях, чтобы другие люди могли видеть то, что увидели мы.

 - Что вы можете сказать о еврейском быте и наследии в Азербайджане?

- Во-первых, он разнообразен. Я не знал, что внутри еврейской общины есть еще несколько общин: горские евреи, эбраэли, ашкенази. Мы об этом узнали только когда приехали в Азербайджан. Евреи проживают здесь очень давно. Мы узнали о языке горских евреев «джуури». Это уникальный язык.

Я узнал также тот факт, что Азербайджан — страна, в которой не было проявлений антисемитизма. 

Представляете, я ходил по улицам Баку в кипе. Мне было здесь очень комфортно. Уровень религиозной терпимости для страны, которая на 95% состоит из мусульман, просто беспрецедентен, и очень интересно наблюдать, как в этом регионе могут сосуществовать разные религии.

По этой причине полагаю, что еврейской общине здесь очень повезло. Правительство Азербайджана даже поддерживает финансирование синагог и еврейских школ, и я думаю, что многие люди на Западе просто не знают, что есть такая мусульманская страна как Азербайджан, в которой созданы хорошие условия для проживания евреев.

- Вы посетили также Карабах и Гянджу. Каковы ваши впечатления от этой поездки? Что вы наблюдали и чему научились в исторических регионах Азербайджана?

- Что касается нашего визита в Карабах, я впервые услышал о конфликте между Арменией и Азербайджаном около 12 лет назад. У меня был друг в США, который был родом из Баку. Его мать была армянкой, отец – азербайджанцем, и ему пришлось просить статус беженца в США, потому что он не мог вернуться в Азербайджан. Тогда это было слишком опасно. Его мать-армянка также была вынуждена бежать из Азербайджана. Вот тогда я впервые услышал о конфликте.

Мы слышали последний раз об этом в новостях в 2020 году, но большинство людей на Западе мало знают о конфликте между двумя странами или даже о том, что такое Карабах. Было очень тяжело видеть, что произошло в этом регионе, видеть разрушения и жестокость, которые принес конфликт. Я понял, что есть еще многое, что мне нужно узнать об этом, и я подробно расспрашивал людей в этой поездке. 

Думаю, что поездка вдохновила меня, несмотря на все увиденные разрушения, потому что Азербайджан восстанавливает эти территории. В конце концов, я просто надеюсь, что две страны смогут помириться, потому что конфликты никому не нравятся и причиняют только страдания. Я никогда раньше не был в месте, которое так недавно пережило жестокую войну и такой уровень разрушений. Это было поразительно, я никогда не видел ничего подобного в своей жизни. Я хотел бы также узнать армянский нарратив о том, что произошло. Но я определенно думаю, что узнал достаточно о конфликте с точки зрения Азербайджана, и я просто очень надеюсь, что две страны помирятся в ближайшем будущем. Это нехорошая ситуация ни для кого, и я думаю, что у армян и азербайджанцев, в конце концов, наверное, больше общего, чем различий.

- Как вы оцениваете будущий потенциал сотрудничества между еврейской общиной Азербайджана и канадскими организациями?

- Я живу в Виндзоре, рядом с Детройтом. В Детройте проживает значительное количество горских евреев и азербайджанцев. Мы мало о них знаем. Я думаю, что эта поездка вдохновила меня на создание  возможностей узнать о них больше, наладить связь с их сообществом. Это так увлекательно. 

Я знаю, что их история уникальна. Когда я вернусь домой, я планирую работать с сетью азербайджанских канадцев и еврейской общиной в Детройте для того, чтобы провести совместные мероприятия. Я думаю, что большинство людей просто мало знают об Азербайджане и его крепких отношениях с Израилем. Они просто многого не знают. Они даже не знают о конфликте между Азербайджаном и Арменией. В Канаде нет азербайджанского посла, а в Азербайджане посольства Канады.

Полагаю, что реальная возможность для дипломатии — это связь между людьми. Поэтому считаю, что наши поездки помогают рассказывать людям об Азербайджане, способствуют сближению наших стран и сообществ.

- Что нового вы открыли для себя в Губе? В поселке Красная Слобода, где живут горские евреи? Кстати, это единственное в мире место компактного проживания евреев за пределами Израиля…

- Мы недавно вернулись из Губы. Я слышал о Красной Слободе, потому что встречал горских евреев моего возраста в Детройте и спрашивал их, откуда их семьи — они говорили, что из еврейского поселка. Их семьи были выходцами из Красной Слободы — еврейского поселка Губинского района Азербайджана.

Мы слышали об этом месте раньше. Я думаю, что оно уникально, прежде всего, тем, что люди даже уезжая из него, сохраняют с ним крепкие связи. Уроженцы Красной Слободы финансировали строительство Музея горских евреев, это место явно имеет очень сильную связь с теми, кто там родился и вырос и с их потомками. 

Полагаю, что это действительно интересно. Думаю, что очень немногие евреи во всем мире знают, что за пределами Израиля есть еврейский поселок, расположенный в Азербайджане.

Мне очень интересно было узнать, как люди сохраняют такую тесную связь с родным поселком, даже когда они живут в Баку или Москве. Я надеюсь, что те молодые люди в Детройте, которых я встретил, многие из которых даже не были в Губе раньше, имеют теперь возможность узнать, откуда происходит их род. Это особенная и уникальная история!

Похожие статьи