Впервые за 75 лет в Замбии появился раввин

Впервые за 75 лет в Замбии появился раввин
раввин Менди и ребецн Ривка Герцели

Когда раввин Менди и ребецн Ривка Герцели впервые посетили Лусаку в последний Пурим, их с распростертыми объятиями встретила небольшая, яркая и очень разнообразная еврейская община. 

Это евреи, чьи предки бежали из Восточной Европы в XIX веке; африканский принц и бывший член парламента, который обратился в иудаизм и стал одним из самых активных сторонников Хабада; недавние израильские эмигранты, переехавшие в богатую природными ресурсами страну. Единственное, что у них общего – они евреи и жаждали праздновать Пурим.

   Члены еврейской общины Замбии, в том числе Шломо Абутбул, в центре, приветствовали раввина Менди Герцеля, слева, в Лусаке на Пурим.

Члены еврейской общины Замбии, в том числе Шломо Абутбул, в центре, приветствовали раввина Менди Герцеля, слева, в Лусаке на Пурим.

Когда Герцели перед Ханукой откроют дом Хабада в Замбии, страна присоединится к более чем ста странам по всему миру, имеющим постоянный центр. 20 ноября на большом банкете международной конференции эмиссаров Хабад-Любавич (Кинус шлухим) об этом объявил раввин Моше Котлярский, вице-председатель образовательного подразделения движения Хабад-Любавич. 

Первые евреи прибыли в Замбию (тогда британская колония Северная Родезия) в конце 19 в., как в погоне за экономическими возможностями в животноводстве и добыче меди, так и спасаясь от европейского антисемитизма. Позже нахлынула еще одна волна евреев, искавших убежища от Холокоста. В отличие от Европы, местное население Замбии приветствовало еврейскую общину с распростертыми объятиями.

Бонни Абутбуль, замбийская еврейка в третьем поколении, говорит: «Когда я была моложе, у нас была большая еврейская община. Мы очень хорошо устроились в гостеприимной и теплой Замбии».

«Здесь у нас всегда была превосходная поддержка, – вторит Шломо Абутбуль. – Мы можем спокойно ходить в кипе». Шломо вырос в большой религиозной семье в Герцлии. Он и Бонни познакомились в Израиле, где родился их старший сын Давид. Тридцать лет назад пара отправилась посетить родной город Бонни, Лусаку, и осталась рядом с ее семьей.

К тому времени еврейская община была намного меньше, чем на пике своего развития в 1950-х годах, когда она насчитывала более 1000 членов. Уже не было ни раввина, ни шойхета, а кошерную еду импортировали.

Йерахмиэль Глейзер родился и вырос в Замбии, в городе Ндола. Он помнит пожилого еврея-сефарда по имени Элькаям, который построил синагогу для еврейской общины, изо всех сил старавшейся сохранить еврейскую практику, несмотря на свои ограниченные знания.

Йерахмиэль Глейзер, замбийский еврей, который вел обширную переписку с ребе о тамошней еврейской общине, беседует с Герцелем в "Кинус Хашлучим".

Йерахмиэль Глейзер, замбийский еврей, который вел обширную переписку с Ребе о тамошней еврейской общине, беседует с Герцелем в "Кинус Хашлучим"

В 1975 году 18-летний Глейзер отправился в Израиль. Оказавшись в религиозном кибуце, он начал учиться в кфар-хабадской иешиве для баалей тшува, вернувшихся к традициям своих предков. Два года спустя он совершил свою первую поездку в Нью-Йорк, чтобы встретиться с Ребе.

«Я пошел на частную аудиенцию к Ребе, – вспоминал Глейзер. – Внезапно он поднял свои святые глаза и сказал мне: “Я хотел бы, чтобы ты вернулся в Замбию и занялся там распространением иудаизма”». Ребе дал Глейзеру подробные инструкции о том, как вдохновлять еврейскую общину Замбии в трудные времена.

Глейзер путешествовал по Ндоле, где находил евреев, помогал им надевать тфилин, раздавал им шаббатние свечи и обучал их еврейской практике, а также организовал первую большую вечеринку в честь Пурима.

На протяжении всего пребывания Глейзера в Замбии Ребе продолжал посылать ему письма с поддержкой и инструкциями.

    Ребе дал Глейзеру подробные инструкции о том, как вдохновить еврейскую общину Замбии в трудные времена.

Ребе дал Глейзеру подробные инструкции о том, как вдохновить еврейскую общину Замбии в трудные времена.

Ключевой член сообщества – принц Иегуда Бендавид. Племя бемба составляет около 36% населения Замбии. Королевский титул матери Бендавида: Ее Королевское Высочество Мумби Мумби из Королевского рода Бемба Северной провинции Замбии.

Племя бемба в конце XV века было христианизировано католическими миссионерами. У маленького принца было много вопросов по поводу католицизма, например: то Б-г никогда не менял Своего мнения, то Он сначала избрал еврейский народ, а затем отверг его.

Затем произошла странная встреча на юридическом факультете. К Бендавиду в аудитории подсела женщина: «Я знаю, придет время и вы будете играть важную роль в служении Израилю и еврейскому народу. Вы собираетесь стать членом парламента, а затем президентом Замбии. Ваше влияние распространится по всей Замбии. Вам нужно создать повестку дня для африканского народа, чтобы соединиться с Израилем, чтобы продвигаться вперед. Израиль – свет во тьме».

Бендавид подумал, что женщина шпионит за королевской семьей. Но затем он нашел правду в ее словах.

Предсказания начали сбываться. В 2006 году Бендавид стал депутатом замбийского парламента и говорил о важности воссоединения с Израилем.

До обретения Замбией независимости в 1964 году еврейская община здесь преуспевала. До 1973 года замбийская квача была сильной валютой наравне с фунтом стерлингов.

«Все это было до войны Судного дня, – объяснил Бендавид. – Тогда президент Замбии совершил большую ошибку, отозвав наше посольство из Израиля и конфисковав много еврейского имущества. В тот момент экономика начала рушиться. В 1991 году новый президент возобновил отношения».

Поиски в Интернете привели Бендавида на сайт Chabad.org, где он прочитал все, что мог, о Торе и еврейском народе.

«Я хотел идентифицировать себя как еврей, но вскоре понял, что это не та религия, в которую можно просто перейти. Это наследие и люди. Я чувствовал, что должен уйти из парламента и пойти учиться в иешиву».

Бендавид на одной из своих рыбных ферм в Замбии

Бендавид на одной из своих рыбных ферм в Замбии

Бендавид на пути в Кинус Хашлухим

Бендавид на пути в Кинус Хашлухим

В 2009 году Бендавид оставил свой пост в парламенте, уехал в иешиву в Старом городе Иерусалима, под руководством главных раввинов Израиля принял гиюр и почти десять лет спустя вернулся в Замбию ортодоксальным евреем. 

Еще один ключевой член сообщества Лусаки – Шауль Радунски. Его отец Рахмиэль в 1920-х годах бежал из Европы в Ливингстон. Замбия находилась под британской оккупацией, и в следующее десятилетие медный бизнес стал очень прибыльным, поскольку во время Второй мировой войны британцам требовались поставки. Рахмиэль Радунски быстро обрел финансовый успех. Но более важной для него была преданность еврейской общине. В Ливингстоне жило около 120 евреев, раввин и шойхет. Рахмиэль был председателем еврейской общины, а его жена активисткой. Они собирали цдаку, содержали кошерный дом и принимали высокопоставленных лиц из Израиля, в том числе Моше Даяна и Хаима Вейцмана.

    Раввин Шломо Бентолила, г-н Иегуда Бендавид и раввин Менди Герцель на банкете.

Раввин Шломо Бентолила, г-н Иегуда Бендавид и раввин Менди Герцель на банкете

В 1991 году Ребе отправил раввина Шломо Бентолилу и его жену Мириам в тогдашний Заир, ныне Конго, чтобы основать Хабад-Любавич. Пара руководила открытием центров в десяти странах: Уганде, Анголе, Эфиопии, Гане, Конго, Кот-д'Ивуаре, Танзании, Нигерии, Кении и Руанде. Замбия долгое время находилась в поле зрения раввина Бентолилы. В апреле 2021 года, когда Бентолила сидел на шиве по своей жене, он объявил, что откроет в ее память центр Хабада в Замбии.

    Иегуда Бендавид и Герцель в Замбии в последний Пурим.

Иегуда Бендавид и Герцель в Замбии в последний Пурим

Менди и Ривка Герцель были молодоженами, когда друзья Менди начали присылать им известия об объявлении раввина Бентолилы. Когда Менди Герцель был подростком, он сказал друзьям, что найдет место, которое его больше всего пугает, и отправится туда открывать центр Хабада. Он шутил, но эта шутка догнала его. Когда он и Ривка узнали больше о Замбии, они поняли, что это место, где они нужны.

Менди вырос в маленьком живописном городке Рош-Пина на севере израильской Галилеи. Ривка Герцель, урожденная Гринберг, выросла на Аляске, ее родители – эмиссары Хабада. Там тоже нет кошерной еды, родители получали ее из Сиэтла. Как и в Замбии, еврейская община на Аляске рассредоточена и имеет свою собственную культуру. Как метко заметил Шауль Радунски, теперь Ривке не нужно будет брать с собой пуховик.

    Раввин Шломо Бентолила проводит фарбренген с замбийскими евреями.

Раввин Шломо Бентолила проводит фарбренген с замбийскими евреями

«Мы приземлились за день до Пурима и запланировали два мероприятия, – рассказала Ривка о первом визите. – У нас было 36 часов, чтобы подготовиться». Герцелям пришлось нелегко: в Лусаке нет Walmart. Предметы из списка им пришлось покупать в нескольких небольших магазинах. 

Герцели планируют переехать в Замбию до Хануки и сразу же приступят к проведению субботних служб, праздничных мероприятий, образовательных программ для взрослых и детей.

Перевод с английского: Мария Якубович

Источник: chabad.org

Похожие статьи