|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Первое кошерное вино из Германии

Первое кошерное вино из Германии

Judische Allgemeine следит за процессом запуска в производство кошерного вина в винодельческой земле Южной Германии Баден-Вюртемберг. Около трех-четырёх тысяч бутылок «Рислинга» и около четырёх тысяч бутылок «Лембергера» — это всего 2,5% годового объема производства. Но этот особенный сок, который сегодня бродит в погребах государственной винодельни Вайнсберг, — первое кошерное вино из Германии.

Пилотный проект был инициирован лидером фракции христианских демократов (ХДС) в парламенте Баден-Вюртемберга Мануэлем Хагелем и его коллегой по земельному парламенту Кристианом Герингом. Оба они давно ведут кампании против антисемитизма и за развитие еврейской культуры в Германии. Министр сельского хозяйства Петер Хаук поддержал пилотный проектгрантом в размере 20 000 евро. «Еврейская жизнь — это больше, чем антисемитизм и Холокост, это литература, музыка, культура в их древней традиции», — утверждает Хагель. Поэтому министр Петер Хаук также рассматривает выращивание и переработку винограда в соответствии с правилами кошерности как политический сигнал.

Государственный учебно-исследовательский институт виноградарства и плодоводства Вайнсберг, где в 1929 году был выведен сорт винограда Кернер, а в 1955 году - Дорнфельдер, принял вызов. Симон Бахманн, энолог — специалист по виноделию, который отвечает за все «от винограда до бутылки», возглавляет комплексный проект. Он показал корреспонденту Judische Allgemeine погреб для созревания, расположенный глубоко под большой площадью в центре города Вайнсберг. Цистерна за цистерной из нержавеющей стали — все вместе они могут вместить 400 тысяч литров вина — выстраиваются в ряд, чувствуется легкий запах дрожжей и бродильного сусла. В двух резервуарах все отверстия до большого люка заклеены желтой лентой. На одной из цистерн висит этикетка, написанная от руки: «Урожай/сорт: Кошерный 2022 Рислинг, место/качество: Вайнсберг Шемельсберг, дата сбора урожая: 19.09.22, вино № 22-01-01-21». Напротив созревает в резервуарах из нержавеющей стали, также закрытых пленкой, часть Лембергера, а другая часть набирает свой особый вкус в новых 225-литровых бочках-барриках.

«Это было непросто для всех сторон», — резюмирует тридцатипятилетний Бахманн. Энолог знакомился со сложной темой ходе изучения и обсуждения соответствующей специальной литературы с земельным раввином Моше Фломенманном (Баден) и раввином Иегудой Пушкиным (Вюртемберг).

«Настолько открыто, насколько возможно, и настолько строго, насколько необходимо» — вот как должно происходить производство, согласно раввинским представлениям. В сентябре евреи и неевреи обоих полов вручную собирали виноград для Лембергера и Рислинга на крутых склонах под названием Химмельрайх («Небесное царство») возле Гундельсхайма и на горе Шемельсберг возле Вайнсберга. «Мы смогли развеять многие предрассудки», — сообщает Бахманн, — «например, что женщинам не разрешается участвовать в производстве». В погребе, конечно, правила строгие: «Прессы, ванны, шланги, уплотнения, резервуары, дрожжи, материалы для обработки и даже бутылки должны быть кошерными», — говорит Бахманн.

Машгиах Давид Ашер Порецки, регулярно приезжает инспектировать кошерность из Штутгарта, выполняет все процедуры, оформляет документы и ставит печати. Кашрут предъявляет высокие требования ко всем участникам процесса. «Существуют сотни правил, которым нужно следовать, но многое также является вопросом интерпретации», — усвоил Бахманн.

Особенно в начале, когда пробы берутся ежедневно во время ферментации, все отнимает много времени. Рислинг будет выпущен весной следующего года, Лембергер — осенью. По словам Бахмана, эти усилия также будут отражены в цене. Бутылка объемом 0,75 литра будет стоить около десяти евро. Этикетки уже готовы. Они выполнены в корпоративном дизайне государственного винодельческого предприятия Вайнсберг с соответствующей надписью и львами — символами земли. Торговая марка называется «Ле Хаим» — «За жизнь!».

Однако раввин Иегуда Пушкин выражал более сдержанный оптимизм относительно инициатив христианских демократов: «Министр объяснил нам, насколько нормально выращивать кошерное вино, но я должен сказать, что все не так просто». Вино в европейском обществе обычно служит романтическим или расслабляющим целям, но в иудаизме базовое отношение совершенно иное, пояснял Пушкин. Вино имеет прежде всего сакральное значение. Вино использовалось в качестве священного напитка в Иерусалимском храме. А стол, за которым собирались люди, и сегодня считается алтарем. «Именно поэтому мы доверяем производство вина только религиозным евреям, ведь даже самое незначительное нарушение правил может привести к катастрофическим последствиям, например, к выпуску некошерной партии вина», — подчеркнул Пушкин. Раввин области Вюртемберг будет удостоверять кошернрость вина вместе с коллегой из Бадена — другой области южнонемецкой земли Баден-Вюртемберг Моше Фломменманом.

Оба раввина считают вполне реализуемыми правила выращивания, сбора и переработки урожая, которые кажутся неевреям очень строгими: «Строгие правила созданы для Израиля, в диаспоре вы не можете следовать всему». Симон Бахманн из государственной винодельни Вайнсберг совершенно уверен в этом: «Есть новые технологии, позволяющие многим молодым людям, занятым у нас в качестве стажеров, техников и студентов, узнать, что значит производить кошерное вино», — считает энолог. Он надеется на долгосрочное сотрудничество и не беспокоится о продажах: уже есть заявки со всей Германии. Кроме того, кошерное вино обладает одной важной особенностью: оно веганское. Даже мудрецы говорили: «Все начинания трудны» - именно поэтому раввин Пушкин уже думает о должности координатора для проекта. Вино раскрывает светлую сторону святости. Вино приходило и говорило словами книги Псалмов: «Вот я, чтобы веселить твое сердце и дать тебе жизнь». А посему — Лехаим!

Теги

Похожие статьи