|
Мария Якубович
Мария Якубович

Евреи, Израиль и опера

Евреи, Израиль и опера

Хотите верьте, хотите — нет, но история израильской оперы началась в России.

Отец Марка (Мордехая) Голинкина умер еще до его рождения (в 1875 году, в Херсонской губернии). Когда малышу было два года, они с матерью переехали в Екатеринослав, затем в Херсон. Мальчик получил еврейское образование и при этом выучился игре на фортепиано. Однажды он показал свою религиозную четырехголосную композицию херсонскому (тогда) кантору Пине Минковскому и был взят в хор синагоги. В пятнадцать лет он поступил в Варшавскую консерваторию и окончил ее лучшим в выпуске.

С 1896 по 1911 год пылкий юноша дирижировал операми в Киеве, Харькове, Тифлисе, Казани, Саратове. В Петербурге он встретился с Шаляпиным, тот восхитился талантом Марка и просил дирекцию императорских театров о вакансии для него в Мариинском театре. Но еврей Голинкин получил отказ и на шесть лет стал дирижером оперной труппы Народного дома. В 1917 году он защитил диссертацию «Видение еврейского храма оперного искусства в Палестине».

За пару лет до этого Голинкин начал собирать средства на открытие оперного театра в Эрец-Исраэль, для чего создал в Петрограде еврейский ансамбль «Зимра», выступавший по всей России, — доходы откладывались. По совету Горького на концерте «в пользу фонда образования театра в Палестине» в рамках «Палестинской недели», проведенной в 1918 году Петроградской сионистской организацией, Шаляпин спел «а-Тикву» на иврите и песню на идиш Юлия (Йоэля) Энгеля.

Ветер перемен принес Голинкину предложение стать главным дирижером Мариинки, но он уже не мог отказаться от мечты и уехал в Одессу, чтобы морем плыть до Палестины. Однако смог сделать это лишь через пять лет — никак не удавалось получить заграничный паспорт.



И уже в сентябре 1923 года Голинкин дирижировал «Травиатой», впервые спетой на иврите артистами новой «hа-опера «hа-Эрец-Исраэлит» в ТельАвиве, а затем еще множеством опер, переведенных на иврит еще в Одессе Иегудой Карни и Шаулем Черниховским. В управляющую компанию Хеврат hа-опера hа-Эрец-Исраэлит вошли Хаим Нахман Бялик и Меир Дизенгоф.

За первые три года в кинотеатрах Тель-Авива, Иерусалима, Хайфы — оперных сцен, само собой, не было — оперные спектакли посетили более 150 тысяч евреев, арабов, англичан.

Но самыми благодарными слушателями оказались «русские» евреи. Это неудивительно. Еще в 30-х годах XIX века писательница Елена Ган отмечала: «Высоко под самым потолком одесской оперы виднелись головы в ермолках и пейсах народа, рассеянного по лицу земли». Путешественник Николай Всеволожский свидетельствовал: «Посещая много раз Итальянский театр, я имел случай заметить, что большая часть зрителей в партере  — жиды. C каким жаром принимали они участие то в том, то в другом актере! С каким восторгом аплодировали!» В 1927 году Голинкин издал книгу «Хехал hа-омманут» («Храм искусств»), в которой утверждал: «Возрождение Эрец-Исраэль невозможно, если рядом с Торой и науками не будет места для оперы на иврите».

Два года он собирал средства на  строительство своего Храма искусств в  Америке, встретился с великим Яшей Хейфецем, Эйнштейном, Хаимом Вейцманом, Шаляпиным. На собранные деньги под его руководством был основан Махон ле-мадэй музика (Институт музыкальных наук), просуществовавший всего два года. Летом 1940 года неугомонный Голинкин создал новую оперную труппу, открыв сезон оперой «Жидовка» Фроманталя Галеви. Кстати, в СССР эта опера шла под названием «Дочь кардинала».

Но одновременно в 1940 году выходец из Риги Марк Лаври основал Палестинскую народную оперу, поставив первую чисто израильскую оперу «Дан-страж» на свою музыку, с либретто Шин Шалома и Макса Брода.

В 1945 году сопрано Эдис де Филипп, американка, создала Израильскую национальную оперу, ставшую настолько успешной, что мировые оперные звезды с удовольствием приезжали поучаствовать в проектах.

Юный испанский тенор в начале 60-х годов провел в Тель-Авиве три года и изучил основной теноровый репертуар. Это был не кто иной, как Пласидо Доминго.


Дом Оперы, Центр сценических искусств имени Голды Меир, Тель-Авив

В 1982 году Министерство культуры и  образования решило прекратить финансирование Израильской национальной оперы, но общество быстро ощутило пустоту. Уже через три года Совет по искусству и культуре создал Новую израильскую оперу. Директор тель-авивского камерного театра Ури Оффер стал генеральным директором оперы, а  руководитель Израильского камерного оркестра Йоав Тальми  — музыкальным руководителем. «Новая опера» открылась спектаклем Перселла «Дидона и  Эней». С 1994  года ее резиденцией стал специально выстроенный Тель-Авивский центр исполнительских искусств.

Израильская опера каждый сезон выпускает в среднем восемь постановок, среди которых — весьма знаковые. В 1995 году под управлением Гари Бертини, с режиссурой Дэвида Олдена состоялась мировая премьера оперы Йосефа Таля «Иосиф». Ивритоязычная опера «Путешествие в конец тысячелетия» по книге Авраама Иегошуа была специально поставлена к 20-летию театра. Если постановка иноязычная, то она исполняется с субтитрами на иврите и английском языке.

И круг, собственно, замкнулся. В 80–90-е годы состав Новой израильской оперы пополнился множеством прекрасных певцов, оркестрантов, хореографов, художников из России. ...А операцию ВВС Израиля по уничтожению иракского ядерного реактора «Осирак» в июне 1981 года назвали «Опера».

Похожие статьи