|
Яна Любарская
Яна Любарская

Большая Любавическая синагога в Витебске. История со счастливым финалом

Большая Любавическая синагога в Витебске. История со счастливым финалом
реставрируемое здание Большой Любавической синагоги Витебска

Кирпичное здание синагоги построено в начале XX века. В то время она была одной из более чем полусотни синагог города: евреи по переписи 1897 года составляли 52,4% населения Витебска.

Первым серьезным бедствием Витебской синагоги при советской власти была конфискация серебра: в 1922 г. под предлогом помощи голодающим Поволжья отсюда вывезли два Кейтер-Тойре (Венца Торы – украшения свитков) и таблички с дарственными надписями. В 1929 г. синагогу закрыли. Почти век синагога не использовалась по назначению и за это время пришла в плачевное состояние: сохранились только стены и фасад, частично — перекрытия. Витебская еврейская община "Дом Израиля", Синагога на Бронной и Фонд "Шмини" и другие неравнодушные граждане приняли решение совместными усилиями восстановить Большую Любавическую синагогу в Витебске, как памятник культурного и религиозного наследия еврейского народа.

Работы уже начались, и при соблюдении всех сроков, Большая Любавическая синагога в Витебске может открыть свои двери для прихожан и гостей города уже летом 2023 года. В Витебске имелась и еще одна Большая синагога – хоральная, она же Заручевская. В годы войны ее уникальное здание пострадало, и в ходе послевоенного восстановления города было снесено.

IMG_20230109_155440_996.jpg

О возрождении Большой Любавической синагоги мы поговорим с Анной Медалье — москвичкой, правнучкой раввина этой синагоги, которая также участвует в проекте.

- Дорогая Анна, мы с тобой дружим с 2004-го года, еще со времен нашей совместной работы в российской газете «Еврейское слово». Поэтому, узнав о стройке, я сразу обратилась к тебе, ты ведь тесно связана с Витебском — историей своей семьи. Расскажи нам, пожалуйста, о восстановлении синагоги в этом чудесном городе. С чего все началось?

- Данное здание, часть исторического центра города, является историко-культурной ценностью, как единственное уцелевшее до наших дней из более чем 50 синагог Витебска. Еще чуть-чуть, и объект бы совсем разрушился и ушел в небытие. Это была небольшая постройка, где остались только стены. В разные годы здесь были кинотеатр и склад, а сейчас — кипит стройка. После восстановления Большой Любавической синагоги на средства еврейской общины, это место станет новой точкой притяжения и для паломников, и для туристов, и для горожан. Но чтобы привлечь общественное внимание к проблеме, неравнодушные граждане провели широкую информационную кампанию, предав происходящее огласке. Благо, местоположение молельного дома — великолепное, сюда удобно приезжать и верующим, и путешественникам. Рядом расположен дом Марка Шагала, и он сам, как и его семья, не раз заходили в эту легендарную синагогу. Повторюсь, в итоге, это будет не только место для молитв, но и культурно-просветительский центр с выставками, презентациями, двери синагоги распахнутся для всех желающих. 

- Кто именно предал огласке происходящее?

- Сначала, в белорусских и еврейских изданиях вышла статья, где говорилось о том, что в Витебске и по всей Беларуси продаются синагоги, за условные 5-9 евро. Тогда, пиар-компанию по восстановлению Большой Любавической синагоги начал музей Шагала, под руководством Ирины Вороновой, а также с участием волонтера Евгении Юношевой (архитектора, магистра гуманитарных наук) и коллектива энтузиастов, издавших небольшую брошюру о Большой Любавической синагоге в Витебске, о моем прадеде Шмарьягу Лейб-Янкель Медалье, который был там раввином 20 лет и покинул Витебск в 1929-м году, уехав в Москву. По теме восстановления еврейского молельного дома на Революционной улице, д.10 (бывшая Большая Ильинская улица), в Витебске были проведены круглые столы, конференции. Далее, волонтеры осуществили первоначальный разбор здания, которое находилось в плачевном, полуаварийном состоянии, почистили его от мусора.

IMG_20230109_155500_122.jpg

- Что было потом?

- А потом начались поиски спонсора, которого искала вышеупомянутая директор музея Шагала. Вызывались помочь и жители других стран. Как правнучка раввина этой синагоги, я обратилась к раввину Ицхаку Когану из столичной синагоги на Большой Бронной, главе Движения «Хабад» в РФ и странах СНГ. В период Холокоста в Витебске погибли его родственники, бабушки, дедушки. И для него эта тема была очень важной и живой, ведь оттуда идут его корни. Он откликнулся и пообещал, что поможет, выкупив здание и оформив документы, дабы вести все строительные работы на законном основании. Процесс этот был небыстрый, и изначально были найдены иностранные спонсоры, на их деньги территория была приведена в порядок, окончательно расчищена от мусора. Вскоре началось согласование с администрацией президента Беларуси, с другими официальными органами, с руководством Витебска, чтобы на этом месте восстановить синагогу, как культурный объект и облагородить прилегающую к ней территорию. На бюрократические проволочки ушло почти пол года. И неожиданно, весной 2022-го года, раввином Коганом были получены разрешительные документы, чтобы снова отстроить здание на этой земле.

- Наконец-то!

- Но не все так просто! По закону Беларуси, несмотря на то, что мы – союзные государства, всем этим заниматься могла лишь местная община. Витебский раввин Михаил Горгодзе поддержал эту идею. К счастью, нашелся местный спонсор, и долгожданное строительство началось. Напомню, здание досталось строителям в достаточно плачевном состоянии, но по рекомендации Министерства культуры Беларуси, рабочим надо было по возможности сохранить его в изначальном виде, в таком, в каком оно существовало до всех реконструкций. Облицовка объекта происходит именно из старого кирпича, который остался от разборки прежнего объекта. Специалисты от всего сердца пытались сохранить аутентичные стены синагоги, сберечь старый кирпич, ровесник того времени, делали все деликатно и аккуратно, чтобы все это стояло крепко и на века, чтобы не было разрушено временем, как это случилось со старым зданием синагоги.

- Ваш прадед служил раввином этой синагоги. Знал ли он Марка Шагала?

- Конечно, он знал и художника, и его родителей. Шагал неоднократно писал портреты моего прадеда-раввина, хотя документального подтверждения этим фактам нет, но сопоставив время, место, можно понять, что на портретах изображен именно мой прадед, речь идет об изображении витебского раввина, кисти Марка Шагала.

IMG_20230109_155513_227.jpg

- В каком состоянии данный объект находится сегодня, что еще предстоит в этом направлении сделать?

- Cейчас в здании возведены все стены, выполнен второй этаж, осталось только поставить крышу и заняться вторым, женским этажом, предназначенным для миквы, эти локации еще требуют работы. Отмечу, прежняя синагога была разрушена из-за нецелевого использования, а в 90-е годы прошлого века, она уже находилась в запущенном состоянии, с обвалившейся крышей.

- Когда планируется открытие комплекса?

- Надеемся, что к лету, как говорит раввин Коган. Уверена, на мероприятие приедут и потомки Шагала, с которыми поддерживается контакт культурной общественностью города и музеем Шагала. Для Витебска это будет большое событие, может быть — одно из немногих в современной Беларуси. Здание распахнет свои двери заново, как восстановленный исторический объект. Важно добавить, что именно в Витебске, после революции 17-го года, когда началась борьба с религией, суд над хедерами, моему прадеду пришлось уехать из Витебска, как и Шагалу. Он в те годы подвергся репрессиям, как служитель культа.

IMG_20230109_155504_408.jpg

- Об этом, пожалуйста, подробнее...

- В 1929 г., когда началось масштабное наступление на любые формы национальных культур в Советском Союзе, Витебский окружной комитет КП(б) постановил закрыть в городе четыре синагоги, в том числе и Большую Любавическую. Ее решили передать клубу деревообделочников. Правда, представители соответствующего профсоюза признали здание не самым подходящим, а проще говоря, маленьким и неудобным. Но синагогу все же перестроили. Вместо молельного зала появился зрительный – со сценой и кинобудкой, а также библиотека. И уже в 1931 г. в газетах появилась фотография знакомого здания с хвастливой подписью на идише «Бывший любавичский бейс-мидреш, ныне клуб рабочих по дереву». На суде над хедерами мой прадед — раввин выступил с речью, сказав, что евреям нельзя жить без веры и нельзя закрывать религиозное здание, что надо дать возможность евреям молиться, знать свои корни, изучать Тору. Его выступление в дальнейшем только ему навредило, вызвав резкое неприятие его речи в зале революционно настроенными гражданами. Но факт остается фактом, и из истории Витебска его уже не выбросишь.

- Можно сказать, ренессанс этого еврейского молельного дома, после всех злодеяний, это — история со счастливым финалом...

- Совершенно верно. Помню, что однажды, мимо раввина Ицхака Когана, приехавшего на развалины синагоги в самом начале, проходил представитель местной администрации, у них завязался разговор, после этого рав Коган получил в администрации Витебска полную поддержку своих планов по восстановлению данного исторического объекта. Я ездила в Витебск минувшим летом, заходила на строительную площадку синагоги и встретила женщину из администрации города - Юпатову Инессу Викторовну, начальника управления учреждения "Витебский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций", которая также помогала оформлять все документы, чтобы этот проект был реализован. В эту Хануку московский раввин Ицхак Коган зажёг в той самой, строящейся Витебской синагоге небольшую ханукию, которую, вместе со старинным чехлом для свитка Торы и антикварной тарелкой, вернули в эти стены. После этого не сомневаешься — чудеса случаются...

Похожие статьи