Пережившая Холокост: В Сумгайыте нас осталось 5 человек

Пережившая Холокост: В Сумгайыте нас осталось 5 человек

Как известно, 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. В ноябре 2005 года Генеральной Ассамблеей ООН этот день был объявлен Международным днем памяти жертв Холокоста.


В решении ООН говорилось: "Катастрофа, в которой была уничтожена треть еврейского народа, навеки будет являться предостережением всем народам мира об опасности, исходящей от беспричинной ненависти, расизма и предвзятости". ООН выбрала эту дату (27 января), потому что в этот день в 1945 году Красная Армия освободила Освенцим (Аушвиц-Биркенау) – нацистский лагерь смерти, более всего символизирующий "Окончательное решение" – попытку тотального уничтожения еврейского народа нацистами. Сегодня осталось не так много очевидцев Холокоста, которым пришлось пережить ужасы войны. 84-летняя жительница азербайджанского города Сумгайыт Алла Павловна Компаниец, родившаяся в 1939 году в еврейской семье в городе Мариуполе, смогла выжить благодаря тому, что была вместе с семьей эвакуирована в Ельск до наступления немцев.

«Правда я не застала оккупацию, так как мы были эвакуированы до прихода немецких войск. Но после того, как мы вернулись в 1945 году в Мариуполь, слышали многое об ужасах оккупации. Мамина подруга рассказывала, что ее родители были в приюте для пожилых. Когда немцы оккупировали Мариуполь, они вывезли всех из этого приюта за город и расстреляли. Смогла спастись только одна женщина. Это было в октябре. Перед расстрелом их раздевали догола и ставили у рва. Эту женщину завалило телами других. Так она пролежала до наступления темноты. Немцы даже не засыпали ров после расстрела. Как только немцы уехали, местные жители пришли, чтобы найти выживших. Эта женщина умерла в 1969 году», - рассказала она.

Ка вспоминает Алла Павловна, ее мать и тетя переехали в Мариуполь из Беларуси в 30-е годы. «В те времена там был жесточайший голод. Мамин старший брат, мой дядя по имени Борис работал в Мариуполе директором конфетной фабрики. Он вызволил своих сестер из Беларуси. В те годы это было трудно, так как в те времена из сел не отпускали жителей», - рассказала она.  

После того как в 1941 года началась война, Алла Павловна вместе с матерью, тетей и двумя ее детьми были эвакуированы сперва в Ельск, после в Ростов-на-дону, а потом в Дагестан.

«Маму отправили в горный аул секретарем партийной организации, в котором ни слова не говорили по-русски. Там к нам очень хорошо отнеслись. Там свою роль сыграло, то, что моя мама была женой офицера. В этом ауле мы прожили полгода. После нас отправили в Буйнакск, где мы прожили до 1945 года. В апреле 1945 года мы вернулись в Мариуполь. Я окончила Харьковский политехнический институт по специальности биохимия. После вуза меня послали работать в Казахстан, в город Темиртау. Там я встретила своего будущего мужа. Он был выпускником Бакинского института нефти и химии. Мы вместе работали на заводе. Поженились мы в 1965 году. Через год у нас родился сын. Через четыре года родилась дочь. С 1969 года мы переехали в Азербайджан», - отметила она.

Касаясь судьбы своего дяди Алла Павловна сказала, что он пропал без вести во время войны.

«Немцы повели его на расстрел, так как он был евреем, но, по словам очевидцев, дядя смог убежать. После войны мы его долго искали. Вешали фотографию на улицах города, чтобы кто-то, узнав дядю на снимке, смог сообщить нам его дальнейшую судьбу. Официально он считался пропавшим без вести. Мои мама и тетя даже не успели с ним попрощаться, когда их эвакуировали из Мариуполя. У дяди осталась жена и дочь. После возвращения в Мариуполь, мы жили у них», - отметила она.  

По ее словам, их сын сейчас живет в Санкт-Петербурге с семьей.

«У нас уже есть правнучка. Моя дочь живет в Баку, работает учителем в школе. У ее сына есть своя семья», - рассказала Алла Павловна.

Она также не забыла выразить благодарность еврейской организации «Хэсэд» города Мариуполь за то, что помогает ее двоюродной сестре.

«Одна их посылка хватает ей на полгода. Если бы не «Хэсэд», они не выжили бы», - сказала она.

Алла Павловна выразила благодарность руководству еврейской общины Азербайджана за оказываемую поддержку.

«Раньше нам выдавали продовольственные пайки. Еще когда Шауль Михайлович возглавлял бакинский еврейский благотворительный центр «Хэсэд», он обошел всех членов общины и посетил мой дом. Он увидел моего мужа и поинтересовался, почему я не включила его имя для оказания помощи. Я ответила, что мой муж не еврей по национальности. Шауль Михайлович поручил, чтобы выдавали продовольственную помощь и моему мужу-азербайджанцу.

В конце года нам выдавали одежду и необходимые вещи. Также действовала столовая при Хэсэде. Тех, кто не мог свободно передвигаться, на автобусе доставляли туда ежедневно, чтобы они смогли пообедать. Сейчас нам каждый месяц дают определенную сумму. Каждый год нам переводят деньги на оплату электричества. 3-4 раза в год выдают моющие средства. Нас – переживших Холокост, в Сумгайыте осталось только 5 человек. Я только могу сама передвигаться, да и то по квартире. Остальным уже за 90 лет. Мы постоянно чувствуем к себе повышенное внимание со стороны Хэсэда», - рассказала она.

Похожие статьи