|
Юрий Табак
Юрий Табак

Праведники-отказники

Праведники-отказники

Отказов от признания Праведником народов мира было не очень много, и происходили они по разным причинам.

Врач-египтянин Мухаммед Хелми в 1941-44 гг. прятал у себя в Берлине двух евреек. В 2013 г. он был посмертно удостоен звания Праведника народов мира, но его внучатый племянник отказался принять диплом по причине враждебных отношений Египта с еврейским государством.

Голландец Хенк Заноли в 1943-45 гг. прятал в своем доме еврейского мальчика. В 2011 г. он был удостоен звания Праведника народов мира. Внучатая племянница Хенка вышла замуж за палестинца, экономиста Исмаила Зияда. 20 июля 2014 г., во время операции «Нерушимая скала», в ходе бомбардировки Газы, были убиты шесть близких родственников Исмаила — 70-летняя мать, три брата, жена и 12-летний сын одного из братьев. Хенк Заноли отправился в израильское посольство в Гааге и вернул свою медаль Праведника народов мира.

Наконец, когда в еще совсем молодом Израиле «Яд Вашем» запросил имена датчан, которые могли быть признаны Праведниками, представители датского Сопротивления ответили, что никакой отдельный человек среди них не может быть удостоен этой чести за счет других. В списке праведников по странам Дания — единственная страна, помеченная звездочкой и сноской, в которой указано на просьбу датского Сопротивления. По умолчанию Дания коллективный праведник, помимо 22 индивидуальных датских праведников.

Совсем недавно имели место события, в чем-то подобные последней истории.

Во время войны в Берне действовала группа по спасению евреев, известная под названием «бернской группы» или «группы Ладоса». В ней состояли три поляка: представитель в Берне польского правительства в изгнании: Александр Ладос, его помощник Стефан Рыневич и польский консул с 1939 г. Константин Рокицкий. В группу также входили находившиеся в Швейцарии евреи: польский атташе Юлиуш Кюхль, глава швейцарского отделения «Агудат Исраэль» р.Хаим Исроэль Эйс и сионистский активист Авраам Зильбершайн.

Четыре польских дипломата в условиях чрезвычайного риска добывали фальшивые паспорта южноамериканских стран и через двух евреев распространяли их между тысячами людей. Сначала в ход пошли уругвайские документы. У парагвайского почетного консула Рудольфа Хюгли покупались чистые бланки паспортов. Стоил каждый паспорт не одну сотню долларов, и оплачивать их приходилось будущим владельцам. Часть цепочки — и в латиноамериканских консулатах, и в гетто — делала на паспортах немалые деньги, но, как следует из документов, бернская группа никаких денег себе не оставляла. Ключевой фигурой в Бернской группе считался Константин Рокицкий, вписывавший данные получателей паспортов, ставивший печати и т.д. Ладос, Рыневич и Кюхль узнавали имена нуждающихся в паспортах и добывали деньги с помощью Эйса и Зильбершайна. Те, в свою очередь, связывались с получателями через Альфреда Шварцбаума, которому удалось бежать из Бендзина в Швейцарию в 1940 г. Шварцбаум получал все необходимые данные и фото от евреев из Бендзинского гетто. В письмах использовались кодовые слова, порой идишские выражения: так удавалось обойти немецкую цензуру. Со временем группа стала изготавливать паспорта и других латиноамериканских стран, а деятельность расширилась на евреев Нидерландов и даже Германии. Мать Хайди Фишман со своими родителями была снята с поезда, направлявшегося из Амстердама в Терезиенштадт, благодаря парагвайскому паспорту.

Долгие десятилетия детали работы Бернской группы не были известны. Что-то написал Авраам Зильбершайн, но тоже очень скупо. И только к 2018 г., благодаря многолетним усилийям юриста из Нью-Йорка Джеффри Симблера и Хайди Фишман начала складываться более или менее ясная картина деятельности дипломатов. К исследованиям подключился и небольшой коллектив из журналистов, под руководством польского посла в Швейцарии Якуба Кумоха.

Рассекреченные документы из швейцарских архивов указывают на то, что члены Бернской группы были на подозрении у швейцарской полиции. Все они задерживались и допрашивались, с угрозой быть депортированными в Польшу: формально нейтральная Швейцария не желала ссориться с Германией. В Польше они, несомненно, все были бы казнены — за еврейство или за связь с польским правительством в изгнании. Риск был очень велик; группа тщательно конспирировалась, многие получатели паспортов не знали, кто их изготавливал. Абвер так и не смог раскрыть группу. Швейцарская полиция в 1943 г. все же раскрыла схему деятельности группы, обнаружив, что паспорта являются польской подделкой, и данные в них вписаны рукой Рокицкого, но ничего не предприняла. Возможно, швейцарские власти уже чувствовали перелом в войне.

Дипломаты.jpg
На фото, слева направо: Александр Ладос (1891-1963), Константин Рокицкий (1899-1958), Стефан Рыневич (1903-1987), Юлиуш Кюхль (1913-1985), Хаим Эйсс (1876-1943),  Авраам Зильбершайн (1881-1951)

К настоящему моменту общее количество паспортов, выданных Бернской группой, оценивается почти в 10 тысяч. Т.н. «список Ладоса» включал много известных еврейских имен. По подсчетам, из всех евреев, получивших иностранные паспорта во время войны, 14% в Польше, 60% в Голландии и 52% в Германии воспользовались паспортами, изготовленными польскими дипломатами. При этом Ладос не только организовал изготовление фальшивых паспортов, но и помогал евреям на разных уровнях: устраивал прибывших, защищал от депортации, а в 1943 г. вытащил из заключения Зильбершайна.

 Увы, помогли паспорта далеко не всем. По оценке Кумоха, только около 25-35% их владельцев выжило: меньше в Польше — ок. 15%, но в  Нидерландах большинство спаслось. Но в абсолютном выражении число спасшихся очень большое.  

Все члены группы давно умерли, последний из них, Стефан Рыневич, скончался в 1987 г.  Но ее деятельность и все свидетельства были задокументированы в «Яд Вашеме» и встал вопрос о присвоении звания Праведников ее членам. Точнее, нееврейским членам группы, поскольку спасителям-евреям никаких регалий не присваивается (эта серьезная тема, требующая отдельного разговора).  «Яд Вашем» принял решение присвоить звание Праведника Константину Рокицкому, а Ладосу и Рыневичу посмертно выразить глубокую благодарность (польский атташе Юлиуш Кюхль был евреем).  

Решение «Яд Вашема» вызвало гневный отклик со стороны семей Ладоса и Рыневича, а также евреев, спасенных Бернской группой, и их потомков. Они сформировали комитет для давления на «Яд Вашем», создали сайт памяти Бернской группы. Малгожата Садковская, правнучатая племянница Константина Рокицкого (детей у него не было) вообще ничего не знала о его деятельности, пока в 2017 г. не прочла статью, написанную журналистами из исследовательской группы Кумоха, после чего стала изучать деятельность бернцев. Она заявила: «Конечно, это огромная честь, но удивительно, почему только он ее удостоен. Первым, и прежде всего, должен быть награжден Ладос, возглавлявший всю эту работу и организовывавший спасение евреев. Это была операция не одного человека и мы должны бороться за признание и двух других дипломатов. Мы должны ясно заявить, что такой жест будет иметь огромное значение для их семей и надеюсь, что это произойдет. Надежда умирает последней». 31 участник комитета поставили подписи под письмом протеста, направленным в «Яд Вашем»: «Мы — выжившие и наследники выживших. Никто из нас не остался бы в живых, если бы кто-то из семьи не получил фальшивый южноамериканский паспорт в страшные годы Холокоста… Мы поражены тем фактом, что только один из трех отважных поляков, вовлеченных в паспортную операцию, был признан Праведником. В нашем понимании консул Рокицкий действовал по заданию и под защитой Александра Ладоса и Стефана Рыневича». Подписанты попросили считать письмо «повторной просьбой назвать Александра Ладоса и Стефана Рыневича Праведниками народов мира, поскольку бессмысленно воздавать честь только части группы, работавшей в плотном единстве. Мы обязаны своими жизнями этим мужественным людям, благословенной памяти, и хотели бы, чтобы им воздали честь».  

Кумох также выразил недоумение по поводу решения: «Я не понимаю, в чем проблема с признанием Ладоса и его помощника… Действия Рокицкого во время войны осуществлялись по распоряжениям его руководителей». Впрочем, он осторожно отметил, что решение «Яд Вашема», видимо, просто основано не неверно и неаккуратно истолкованной информации: даже имя Ладоса в документе написали с ошибкой и назвали его «консулом».

Малгожата Садковская отказалась принимать диплом Константина Рокицкого, пока два других польских дипломата не будут признаны Праведниками, тем самым в известной степени пойдя по пути датчан.

«Яд Вашем» в ответ сделал следующее заявление: «Доступные нам исторические  документы показывают, что основной фигурой по спасению евреев польской дипломатической миссией в Швейцарии через выдачу паспортов третьих стран был Рокицкий. Сказанное ни в коей мере не умаляет заслуг Ладоса и Рыневича».

В 2020 г. президент Израиля Реувен Ривлин, в ответ на обращение почетного консула Польши Маркуса Блехнера, заявил, что «Яд Вашем» изучает дополнительные документы, связанные с Ладосом и Рыневичем. В конце февраля 2021 г. бывший руководитель отдела Праведников в «Яд Вашеме», Мордехай Палдиель, которому специально поручили изучить досье дипломатов, заявил, что им следует присвоить звание Праведников.  9 ноября 2021 г. нынешний глава отдела Праведников, д-р Иоэль Цизенвайн, сообщил Маркусу Блехнеру, что на пленарном заседании комитета по признанию праведников было решено оставить в силе решение не присваивать звание Праведников Ладосу и Рыневичу. Газета «Исраэль а-Йом» задалась вопросом, не превращает ли «Яд Вашем» память о Холокосте в политическое дело, на волнах прокатившихся скандалов между Польшей и Израилем?  

Добавим, что сам Константин Рокицкий в 1946 г. оставил дипломатическую службу, отказавшись служить польскому коммунистическому правительству. Швейцарская полиция сочла его слишком бедным, чтобы позволить остаться в стране. Он жил в Польше в нужде, в последние годы находился в приюте для нищих, в своем последнем письме в июле 1957 г. просил 15 франков, чтобы заплатить за еду. Похоронен он был на участке для бедных, и могилу его обнаружили только спустя 60 лет.   

 

Похожие статьи