|
Мария Якубович
Мария Якубович

В Милане открыли мемориал Холокоста на центральном железнодорожном вокзале

В Милане открыли мемориал Холокоста на центральном железнодорожном вокзале

Лилиана Сегре, пережившая Холокост, наконец-то увидела инсталляцию на железной дороге Милана в знак признания сотен детей, отправленных в лагеря смерти.

В течение последних трех десятилетий итальянка Лилиана Сегре, пережившая Холокост, просила печально известную своей медлительностью администрацию Милана установить мемориал на городском железнодорожном вокзале, чтобы отметить место, где между 1943 и 1945 годами она и тысячи других евреев были депортированы в лагеря смерти.

Сейчас желание 92-летней женщины наконец, исполнилось.

Г-жу Сегре, одну из самых известных жертв Шоа в Италии, вместе с 605 другими евреями полиция Муссолини посадила в вагоны для скота на печально известной платформе Binario 21, расположенной под главными путями станции.

Теперь на главной платформе станции есть мультимедийная инсталляция, которая рассказывает историю их депортации, а также мемориал Шоа на Бинарио 21.

Инсталляцию и мемориал открыл министр культуры Италии Дженнаро Санджулиано.

«Осталось так мало свидетелей, которые могут сказать: «Я была в Бинарио 21», – сказала г-жа Сегре. «Я очень благодарна за то, что увидела это перед смертью».

...Лилиана родилась в Милане в 1930 году, в светской еврейской семье. Ее мать Лючия умерла, когда Лилиане не исполнилось и года. Девочка жила с отцом Альберто Сегре и бабушкой и дедушкой по отцовской линии. Лилиана узнала о том, что она еврейка, после начала действия фашистских расовых законов 1938 года – ее исключили из школы.

После того, как преследования итальянских евреев усилились, отец спрятал ее у друзей в Сельветта-ди-Виджиу, в провинции Варезе, по поддельным документам. Сам же в 1943 года вместе со своим отцом и двоюродными братьями попытался бежать в Лугано; однако швейцарские власти депортировали их. На следующий день Лилиана Сегре была арестована в своем укрытии. Ей было тринадцать. После шести дней в тюрьме в Варезе ее перевели в Комо, затем в Сан-Витторе в Милане, где она провела сорок дней, а 30 января 1944 года ее отправили в Освенцим вместе с отцом с той самой платформы. Там их сразу же разлучили. Она больше никогда не видела отца. В 1944 году ее бабушка и дедушка по отцовской линии также были отправлены в Освенцим и убиты в газовых камерах в день прибытия.


Лилиане вытатуировали регистрационный номер 75190 и отправили на рабский труд на союзный военный завод, принадлежавший Siemens’у. Это продлилось около года. За время заключения она прошла еще три отбора, в одном из которых потеряла подругу, которую встретила в лагере. В конце января 1945 года ей предстоял марш смерти. Она его выдержала.


Марши смерти в период нацизма – перемещение заключенных концлагерей на оккупированных территориях по мере приближения к ним войск союзников в лагеря внутри Германии. Сначала заключенных вывозили поездами, затем заставляли идти пешком. Многие погибали от голода, холода, болезней, истощения сил и насилия охраны. Из-за массовой гибели заключенных во время пеших переходов и появилось название «марши смерти».


1 мая 1945 года Лилиану освободила Красная Армия из лагеря Мальхов, подлагеря Равенсбрюка. Из 776 итальянских детей в возрасте до 14 лет, прошедших Освенцим, выжило 25.


В 1948 году она встретила Альфредо Белли Пачи, католика, юриста, ветерана нацистских концентрационных лагерей за отказ присоединиться к Республике Сало. Она была поражена его сходством с отцом и вышла за него замуж. У них родились трое детей. Первенца назвали Альберто.


Много лет она не хотела публично говорить о своем опыте в лагерях смерти. Как и у многих детей Холокоста, возвращение домой и к жизни, отличной от предыдущей, было далеко не простым. Она вспоминает, что в те годы не нашлось ушей, готовых ее слушать: «Моим родственникам было очень тяжело жить с таким раненым животным, как я: маленькой девочкой, только что вернувшейся из ада, где от нее ждали покорности. Вскоре я научилась держать свои трагические воспоминания и глубокую печаль при себе. Меня никто не понимал, это мне пришлось приспосабливаться к миру, который хотел забыть о только что прошедших болезненных событиях, который хотел начать все сначала, жадный до развлечений и беззаботности».


Но в 1997 году ее как свидетеля тех событий сняли в документальном фильме «Память», представленном на Берлинском международном кинофестивале. В 2004 году Даниэла Падоан взяла у нее интервью для сборника «Come una rana d'inverno» («Беседы с тремя женщинами, пережившими Освенцим»). В 2005 году ее история была подробно описана в книге-интервью Эмануэлы Цуккала «Выжившая в Освенциме. Лилиана Сегре среди последних свидетелей Холокоста».

В 2009 году ее рассказ был включен в сборник «Истории тех, кто выжил» – исследование, проведенное в период с 1995 по 2008 год Центром современной еврейской документации. В том же году она снялась в документальном фильме «Binario 21» режиссера Феличе Каппа, вдохновленого поэмой русского поэта Ицхака Каценельсона «Песнь об убиенном еврейском народе».

Она писала, что взяла на себя обязательство информировать новые поколения о нацизме одних стран и равнодушии других.


Почетные степени ей присвоили Триестский, Веронский, Пизанский университеты, университеты Габриэле д'Аннунцио и LUMSA.

В 2018 году президент Серджио Маттарелла назначил ее пожизненным сенатором.

Она подверглась резким антисемитским оскорблениям со стороны профессора истории университета центральной и южной Италии, который опубликовал несколько неофашистских твитов. 26 октября 2019 года La Repubblica сообщила о «двух сотнях сообщений ненависти в день», адресованных сенатору Сегре.

Далее последовали угрозы убить ее. Префект Милана назначил ей полицейский эскорт. Она – самый старый человек в Европе, у которого есть такой эскорт.


Но она – борец. В 2021 году, в 89 лет, она стала председателем Чрезвычайной комиссии по борьбе с явлениями нетерпимости, расизма, антисемитизма, разжигания ненависти и насилия. Тогда же она опять подверглась критике из-за мнения, что ограничения против Covid, принятые правительством Драги, не имеют ничего общего со временами фашистского режима, и за протест против исключения предмета истории из выпускного экзамена.


По предложению астрономической обсерватории Триеста и проекта LINEAR Международный астрономический союз (МАС) назвал астероид 75190 – с тем же номером, что остался на ее руке – «Segreliliana».


Похожие статьи