|
Яна Любарская
Яна Любарская

«Поняла, что они обречены на смерть...»

«Поняла, что они обречены на смерть...»
Галина Сухих

Еще двум россиянам присвоено почётное звание Праведников народов мира. Об этом Центру «Холокост» сообщила Татьяна Викторовна Якубовская, председатель еврейской общины Кисловодска.

Обратимся к истории. В 1939 году в Кисловодске проживало 766 евреев. Вскоре немало евреев прибыло в город в числе эвакуированных и бежавших от нацистов. Кисловодск находился под немецкой оккупацией с 14 августа 1942 по 10 января 1943 года. 16 августа евреям было предложено сдать властям любые ценности, от денег и ценных металлов, до носильных вещей. Эта «контрибуция» была собрана за один день. Люди надеялись, что таким образом откупятся от властей. 18 августа была объявлена обязательная регистрация всего еврейского населения города и издан приказ об обязательном ношении евреями шестиконечной звезды на правой стороне груди. Евреев использовали на тяжелых физических работах. 7 сентября на улицах города появился приказ о сборе всех евреев «с целью заселения малонаселенных районов Украины». 9-го сентября около двух тысяч евреев явились на железнодорожную станцию. Их погрузили в эшелон, который, миновав Минеральные Воды, остановился на 484-м километре, напротив Стеклозавода. Евреям приказали выйти из вагонов, сдать ценные вещи и раздеться. Толпу повели ко рву, расстреливая тех, кто пытался бежать. В документах ЧКГ сохранился частичный список погибших в этот день. В этой и в других акциях было уничтожено около 2000 евреев, оказавшихся в Кисловодске в период немецкой оккупации.

 

В руки сотрудников российского Центра «Холокост» попали уникальные воспоминания Галины Семёновны Сухих, 1942-го года рождения, пережившей Холокост в Кисловодске. Женщина подробно записала, как во время войны спасали ее семью и как много лет спустя ее спасителям было присвоено звание Праведников народов мира.
Наша героиня являлась активным членом Кисловодской еврейской общины, она скончалась в 2021 г., но еще при её жизни община увековечила память спасителей её семьи, установив мемориальный знак на аллее Праведников, рядом со стеной Памяти евреев-кисловодчан, расстрелянных в период оккупации Кисловодска.  История Галины Семёновны, которую предлагаю в виде очерка, никого не оставит равнодушными.  

***

«Эти тяжелые воспоминания о спасении нашей семьи от расстрела фашистами, в период оккупации г.Кисловодска в 1942-1943 году, были рассказаны мне моей мамой. С 1934 г. моя мама жила в г.Кисловодске по ул.Коммуны, д.№ 8. Ко времени оккупации города фашистами, у нее было трое детей — две дочери, включая меня, и сынок. Жили мы — в многоквартирном доме, ближайшими нашими соседями являлись Боташева Тина Николаевна с сыном Эдуардом восьми лет и Ермакова Мария Дмитриевна с сыном Жоржем, призванным на фронт. Отношения между всеми нами сложились добрососедские, дружные. 

9 августа 1942 г. Кисловодск оккупировали германские войска. Одним из первых распоряжений фашистских властей стало предписание всем лицам еврейской национальности явиться с документами в комендатуру города и зарегистрироваться для дальнейшей отправки их в места компактного проживания. В это время у нас дома гостила родственница Фира, приехавшая со своим малолетним сыном Рувимом из г.Ленинграда для лечения на водах больных ног мальчика. Фира пошла на регистрацию. А мама, не поверив объявлению фашистов, не пошла.

Через несколько дней появилось распоряжение немецких властей: «Всем евреям, прошедшим регистрацию, взять с собой документы, имеющиеся драгоценности и еду на трое суток, явиться на железнодорожный вокзал для отправки по месту следования». Моя мама вместе с Фирой испекли несколько пирожков, в картофельную начинку которых заложили имевшиеся у Фиры украшения. С этим свертком Фира с сыном уехали.

Всех отъезжающих погрузили в вагоны для перевозки скота и по пути следования поезда, на всех остановках, вагоны пополнялись такими же жертвами. Их довезли до г.Минеральные Воды, что в двух часах езды от Кисловодска. Там всех выгрузили и возле Стекольного завода расстреляли.

Как рассказала маме Боташева Тина Николаевна, работавшая в это время переводчиком у бургомистра города, в день отправки евреев, на станции «Товарная» немецкий патруль обнаружил сверток с пирожками, начиненными золотыми украшениями. Патруль сдал эту находку властям. Мама догадалась, что это Фира выбросила сверток, когда поняла, что они обречены на смерть.

Через несколько дней, придя с работы, Тина Николаевна предупредила мою маму, что к ним поступил донос о том, что по указанному адресу осталась еврейка с тремя детьми. Его написала соседка, поэтому маме необходимо было срочно, сегодня же ночью, скрыться, вместе со своими ребятишками. В два часа этой же ночи, забрав детей, моя мама ушла из дома — на улицу Огородная д.№9, в бездетную семью Дарпиньяна Павла Яковлевича и его жены Еланцевой Елены Викторовны, которые и спрятали нас в подвале собственного дома.

Еще до революции родители моей мамы приютили у себя пятилетнюю девочку - сироту Лену, которая жила у них до 16 лет. Получив профессию парикмахера, она поступила на работу в цирк «Шапито» и уехала с ними, связь с ней прервалась на долгие годы.

Самым случайным образом, в 1940 году, на рынке г.Кисловодска, мама встретилась с Леной. Оказалось, та - замужем за Дарпиньяном Павлом Яковлевичем, детей у них нет, живут в собственном просторном каменном доме, со стеклянной верандой и садом. Под их жилищем находился хозяйственный подвал для хранения угля, дров и ненужных личных вещей. Вход в подвал был расположен сверху, на веранде, через открывающийся люк. Спустив всех нас вниз, хозяин накрыл люк ковром и сверху поставил старый буфет.

В подвале не имелось никакого освещения и окон, лишь маленькое отверстие – воздуховод 40 на 40 см. Маме дали меленькую коптилку и туалетное ведерко. Из старого хлама мама соорудила некое подобие лежанки, на которой мы все спали. Один раз в сутки, ночью, через это отверстие Павел Яковлевич приносил нам воду и еду из того, что ели сами с женой и забирал туалетное ведро.

Выходить из подвала было нельзя — рядом жили соседи, которые могли донести на нас. В моей младенческой памяти навсегда остался желтый огонек коптилки на черном фоне стен подвала и угля. Так мы просуществовали до освобождения города от фашистов в январе 1943 г.

Конечно, из подвала все вышли больными. У мамы появился хронический бронхит, впоследствии перешедший в рак легких, от которого в 1972 году она умерла. Сестра простудила почки, получила ревматизм, не могла ходить. Два года я тяжело болела. У меня, из-за отсутствия солнечного света и недетского питания, развился острый рахит, вся голова и живот покрылись большими болячками.

Вернувшись домой, мама узнала, что на следующий день после нашего исчезновения из дома, приходил немецкий офицер с переводчиком и опрашивали соседей, куда мы могли деться. Никто ничего не знал, и фашисты ушли.

 

Перед своим отступлением злодеи расстреляли еще 200 человек у Кольцо-горы, среди которых были и “недоносители”. После освобождения города нашу соседку Боташеву вместе с сыном — выслали на Дальний Восток. В 1972 году приезжал ее сын и сообщил, что Тина Николаевна умерла в ссылке в 1969 году. Елена Викторовна Еланцева умерла в 1977 году. Дарпиньян Павел Яковлевич скончался в 1982 году. Никого из их ближайших родственников также нет в живых.

В моем сердце, в сердцах моих детей и внуков навсегда останется огромная благодарность тем людям, которые с большим риском для собственной жизни спасали нашу семью весь период оккупации, под прямой угрозой расстрела. Они и есть - истинные Праведники народов мира. Земной им поклон!

В 2015 году, вместе с председателем местной еврейской общины Татьяной Викторовной Якубовской, мы обратились в израильский национальный мемориал Холокоста «Яд Вашем», с просьбой присвоить Павлу и Елене — звания Праведников народов мира. Этого важнейшего события в еврейской общине Кисловодска ждали почти восемь лет, все эти годы передавая израильтянам недостающие для присвоения документы. И наконец, сотрудники отдела «Праведники мира» из «Яд Вашем» сообщили нам, что на заседании специальной Комиссии, в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны, вышеуказанным лицам было посмертно присвоено почетное звание «Праведники мира».»

К большому сожалению, в живых уже нет ни спасителей, ни спасённых, а награды Праведников сейчас хранятся в израильском музее, их имена – выгравированы на Стене Почета «Яд Вашем». В наши дни, потомки спасённых еврейских детей, их внуки и правнуки приводят в еврейскую общину Кисловодска уже своих детей и внуков. Благодаря неравнодушию, отваге, храбрости спасителей, еврейская жизнь в регионе продолжается...

Комментарий Ильи Альтмана, сопредседателя Центра «Холокост», профессора РГГУ: «В рамках наших образовательных семинаров мы каждый сентябрь приезжаем в Кисловодск и проводим мемориальную церемонию у Cтены памяти, открытой Российским еврейским конгрессом в рамках проекта “Вернуть достоинство”. Согласно историческим данным, в местной братской могиле захоронено 322 еврея, расстрелянных в 1942 году оккупантами. В кисловодской церемонии 2022 года, посвященной 80-й годовщине трагедии, приняли участие не только сотрудники Центра “Холокост”, участники нашего образовательного семинара, но и представители органов местной власти, еврейской национально-культурной автономии Кисловодска, религиозного общества городской синагоги и дома раввина, учащиеся школ и колледжей».

Автор благодарит Илью Александровича Альтмана и Татьяну Викторовну Якубовскую за помощь в подготовке этой публикации.

Похожие статьи