|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Немецкие гуманитарии на службе нацизму

Немецкие гуманитарии на службе нацизму
Нацисты сжигают книги на Опернплац во Франкфукте-на-Майне

Журналист и исследователь истории Холокоста Мэтт Лейбовиц рецензирует книгу о том, как ученые-гуманитарии, симпатизировавшие нацистам, подготовили идеологическую основу для геноцида.

Когда Адольф Гитлер пришел к власти в 1933 году, немецкие университеты немедленно начали политику «самокоординации» со своими национал-социалистическими хозяевами. Всего за несколько месяцев было уволено 15% преподавателей университетов. Большинство — за политические взгляды, а несколько тысяч — по причине «неарийского» происхождения. Для книги The Betrayal of the Humanities: The University during the Third Reich («Предательство гуманитарных наук. Университет во времена Третьего рейха»), опубликованной осенью прошлого года, более десятка авторов представили эссе о соучастии немецких университетов в антисемитской политике до, во время и после нацистского правления.

cover (1).jpg 

«Наша книга о роли не только гуманитарных наук, но и университетов в защите демократических ценностей», — сказал соредактор Бернард М. Левинсон, заведующий кафедрой иудаики и библеистики в Университете Миннесоты в интервью The Times of Israel. Левинсон подчекнул, что предисловие к его книге, соредактором которой является Роберт П. Эриксен, председатель Комитета по этике и религии при Мемориальном музее Холокоста в США, было дописано 6 января 2021 года — в день штурма Конгресса.

bookburn2 (1).jpg
Геббельс выступает на церемонии сжигания книг в Берлине в 1933 г.

Задолго до 1933 года немецкие ученые ожидали, а иногда и жаждали, удаления евреев из общества. Некоторые социальные мыслители призывали к однопартийному правлению, как в Италии при Муссолини, а другие сокрушались по поводу «смертельного удара» Версальского договора по немецкому обществу. Немецкие историки, действуя на всех уровнях образования, помогли создать «научную основу для дискриминации евреев и легитимизации нацистской программы, с национал-социалистическими требованиями к политике экспансии и увеличения численности народа», — говорится в предисловии. «Трудно не увидеть параллели между описываемым в книге периодом и сегодняшним возрождением антисемитизма, угрозами демократическим институтам и ограничениями, наложенными на университетские учебные программы. Возможно, наша книга может послужить канарейкой в угольной шахте, напоминая нам о хрупкости демократии», — сказал Левинсон.

ber (1).jpg
Бернард Левинсон 

В книге «Предательство гуманитарных наук» приводится множество примеров из биографий ученых, которые встали на сторону национал-социализма, в том числе около двух десятков ведущих профессоров, получивших почетные или военные назначения в СС. Ценная таблица в указателе суммирует и документирует это соучастие.

В своем эссе «Грапов, египтология и национал-социалистические инициативы» профессор египтологии Томас Шнайдер пишет о нацистском мыслителе и эсэсовце Германе Грапове, который вместе с другими профессорами Института кайзера Вильгельма в Берлине пропагандировал концепцию «белой Африки». Задачей института было академическое обоснование нацистской расовой теории, включая евгенику. Называя Африку южнее Сахары «Африкой негров, Черной Африкой», Грапов и его коллеги считали, что светловолосая североафриканская «западная раса» должна считаться частью Европы. Восхвалявший Гитлера как «человека немецкой судьбы», Грапов принадлежал к «сети высокопоставленных функционеров СС, которые распространяли расистские и экспансионистские идеологии», — пишет Шнайдер. За время своей долгой связи с нацистами Грапов написал «учебные пособия» для СС и проявил «упреждающее послушание», когда его коллеги подверглись чистке. В середине войны, когда вермахт активно вел Североафриканскую кампанию, его концепция «белой Африки» приобрела новую актуальность.

csm_Hermann_Grapow_e19fcbda99 (1).jpeg 
Герман Грапов

После войны очень немногие ученые были привлечены к ответственности за их роль в пропаганде нацистской политики. Согласно книге «Предательство гуманитарных наук», большинство пронацистски настроенных профессоров считали себя «двойными жертвами» — и Гитлера, и последующего процесса «денацификации», проводившегося союзниками. Одновременно так называемый «хайдеггеровский миф» позволил общественности (и бывшим нацистским профессорам) возложить вину на горстку ученых, включая философа Мартина Хайдеггера. «Сам фюрер, и только он один, является немецкой реальностью, настоящим и будущим, и ее законом», — заявлял Хайдеггер в апреле 1933 года, выступая во Фрайбургском университете. Хайдеггера только что избрали ректором, и вскоре после этого он официально вступил в нацистскую партию. Хайдеггер говорил: «Учитесь, чтобы знать: отныне все вещи требуют решения, а все действия — ответственности. Хайль Гитлер!». Пристальное внимание к Хайдеггеру и другим заметным фигурам помогло затушевать роль, которую играли тысячи немецких ученых в десятках университетов. Это позволило «соскочить с крючка» многим людям, скрывавшим свое прошлое, считает Левинсон.

Bube4-e1573748623741.jpg
Мартин Бубер (в центре стола) и Мартин Хайдеггер (второй справа) в 1957 г. 

Поскольку работа над книгой «Предательство гуманитарных наук» была завершена после нападения на здание Капитолия в США, в заключительном разделе рассматривается сходство между «самокоординацией» университетов в нацистской Германии и текущими событиями в кампусах по всему миру. В своем эссе «Существует ли антиеврейский уклон в современном университете» Элвин Х. Розенфельд, профессор английского языка и иудаики в Университете Индианы, отметил такие тенденции, как «невосприимчивость к памяти о Холокосте и обида на евреев за сохранение этой памяти». Замена «еврейского вопроса» на «израильский вопрос», пишет Розенфельд, является одним из примеров того, как некоторые гуманитарии искажают или «перетекстуализируют» историю Холокоста, включая утверждение, что евреи «эксплуатируют» геноцид, чтобы оправдать причинение страданий палестинцам.

Untitled-6 (1).jpg
Подготовка к сжиганию еврейских книг во время Хрустальной ночи в Фюрте, Бавария

«Гуманитарные науки действительно гуманизируют, — сказал Розенфельд, — но они никогда не смогут этого сделать, если будут использоваться для дегуманизации евреев или кого-либо еще». В обстановке, когда студенты-евреи подвергаются нападкам в кампусах по всей территории США, книга «Предательство гуманитарных наук» демонстрирует роль, которую академическое сообщество может играть в обосновании антисемитизма и проведении исследований, обосновывающих геноцид.

Похожие статьи