Музыканта Гузикова из Шклова Мендельсон называл гением

Музыканта Гузикова из Шклова Мендельсон называл гением
Шклов

Когда Михаил Иосиф Гузиков со своим клезмерским ансамблем играл в Шклове на свадьбах, он даже не подозревал, что вскоре познакомится с великим композитором Феликсом Мендельсоном - будущим автором бессмертного «Свадебного марша». Возможно, Гузиков сыграл бы его на какой-нибудь шкловской, а, может быть, он ведь знаменитость, и императорской свадьбе. Но марш Мендельсона он не услышит, уйдет из мира сего задолго до его появления. А вот в истории останутся восторженные отзывы о нем, в том числе и от Мендельсона.

Создал современную модель четырехрядного ксилофона

Говорят, что сам Гузиков называл разные даты своего рождения, но принято считать, что родился он 14 сентября 1806 года в семье кларнетиста-клезмера. Вместе с отцом и братьями Иосиф играл в клезмерском ансамбле. С детства обучался игре на флейте и дульцимере.

Белорусский историк Эмануил Иоффе, анализируя в статье «Знаменитые евреи - уроженцы города Шклова» публикации о Гузикове, пришел к выводу, что все они основываются на одном литературном источнике - небольшой брошюре Зигмунда Шлезингера «Иозеф Гузиков и его инструмент из дерева и соломы. Биографический и артистический очерк к правильной оценке необыкновенного явления», которая была издана в Вене в 1836 году. На пике славы музыканта.

Кстати, и единственный известный портрет Михаила будет написан в Вене - мировой столице музыки.

Михаил Иосиф рос в семье потомственных музыкантов и к десяти годам в совершенстве овладел игрой на флейте. Вскоре Гузиков-младший стал на свадьбах заменять своего отца, а аккомпанировал ему на скрипке его старший брат, тоже виртуоз.

Семейное трио Гузиковых пользовалось большой популярностью в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге. По слухам выступал даже перед императором в Санкт-Петербурге. В 16 лет Михаила женили и вскоре он стал отцом двух детей.

А в 25 лет он узнал, что болен туберкулезом. Играть на флейте он уже не мог и переключился на народный белорусский инструмент, называвшейся «брусочки», так называемой «соломенной гармонике» состоящей из набора деревянных пластинок.

Ксилофон Гузикова
Ксилофон Гузикова

Он усовершенствовал инструмент, создав современную модель четырехрядного ксилофона с объемом в две с половиной октавы.

Гузиков виртуозно играл на нем и давал сольные концерты. Сначала для местных жителей, потом для публики больших городов Российской империи и дошел-таки до элиты музыкальной Европы.

«Он феномен - исключительный музыкант, гений»

Его гастроли начались в Польше. Михаэля сопровождали два брата, которые аккомпанировали ему на виолончели и скрипке. Древний Краков принимал Гузикова, как писал Шлезингер, «с величайшими почестями». Но настоящая слава ждала его в музыкальной столице мира Вене, куда музыкант приехал в 1835 году. А затем ему будут аплодировать в Париже, Праге, Франкфурте, Лейпциге, Берлине…

18 февраля 1836 года Феликс Мендельсон пишет своей матери из Лейпцига в Берлин: «Мне любопытно узнать, понравился ли вам Гузиков также как мне?! Он феномен - исключительный музыкант, не уступает ни одному виртуозу мира как в исполнении, так и в технике. Он восхищает меня своим деревом из инструмента и соломы больше, чем многие своей игрой на фортепьяно, хотя инструмент его очень неблагодарен... Я уже давно не испытывал такого удовольствия от концерта, потому что этот человек гений».

А сестра Мендельсон а пишет ему в ответ: «Он действительно феномен. Он имеет здесь в Берлине фурор».

Один из исследователей творчества музыканта Филипп Ильин рассказывал, что Гузиков дал в Берлине несколько концертов, в том числе четыре в Берлинской опере, добившись похвалы от короля Пруссии Фридриха Вильгельма III.

Он выступает в Гамбурге, Бремене, Ганновере… И вот, ноябрь 1836-го, Париж – народному музыканту из Шклова аплодируют в Гранд Опера.

На ксилофоне шкловский виртуоз исполнял как народные мелодии, так и классические произведения, например, концерты Николы Паганини. Ференц Лист называл его «Паганини бульваров»

Еще говорят, что прическа Гузикова произвели такое впечатление, что в Австрии и Франции в моду у женщин вошли длинные локонами на висках, имитирующая его пейсы.

В январе 1837 года король Бельгии Леопольд I пригласил Гузикова сыграть в Брюссель и вручил ему в благодарность за концерт золотое кольцо с бриллиантом.

Умер в немецком Ахене

24 августа 1838 года Гузиков объявил о совместном концерте в городском публичном зале немецкого Ахена с семейством Матвеевых, исполнителями русских народных песен и танцев. Все билеты были раскуплены.


Говорили, что музыкант умер прямо во время концерта, но это не так. После обострения болезни он прожил еще два месяца и скончался в Ахене 21 октября 1838 года. Прожил он только 31 год.

Как заметил Филипп Ильин, это был музыкант, проложивший мост между местечком и аристократическим салоном, став первой клезмерской звездой.

Похоронная процессия по данным Ильина растянулась на почти 10 км: от дома, где он умер до еврейского кладбища. В последний путь музыканта провожали не только близкие и родственники, которые выступали вместе с ним ансамблем и сопровождали в гастрольном турне, но и любители музыки Ахена, которые совсем недавно наблюдали за его выступлением.

Петр Климов

Источник: Комсомольская правда в Беларуси

Похожие статьи