|
Мария Якубович
Мария Якубович

«Ваша миссия — проникнуть в Египет». Умерла выдающаяся израильская разведчица

«Ваша миссия — проникнуть в Египет». Умерла выдающаяся израильская разведчица

Агент «Моссада» Исабель Педро когда-то вела для Израиля разведывательную деятельность в Египте. На прошлой неделе она умерла в возрасте 89 лет.

60 лет назад Исабель Педро села на самолет «Эль-Аль», летевший из Тель-Авива в Париж. «Проверка службы безопасности была короткой, и агент «Моссада» сопровождал ее на коротком пути к трапу», — так позже описывал это журналист Шломо Накдимон.

На следующее утро у нее состоялась первая встреча в качестве сотрудника израильской разведки. Ее собеседником был невысокий мускулистый мужчина с усами. Он представился Михаэлем, но на самом деле его звали Ицхак Шамир, она был командиром оперативного подразделения «Моссада», а впоследствии станет премьер-министром Израиля.

Шамир сказал, что ее миссия будет заключаться в том, чтобы «проникнуть в Египет и путешествовать по стране, отслеживая любую возможную военную зацепку, наблюдая за необычными событиями, слушая, что говорят элиты, налаживая связи и используя свои чувства на основе своего понимания». Позже встречи с Шамиром проходили в ресторанах и ночных клубах. «Это лучшие места для тайных встреч», — говорил он ей.

«Он был абсолютным франкофилом. Было приятно говорить с ним по-французски, — вспоминала позже Педро. — Он не только хорошо знал Париж, он любил город и его кухню. Ему очень нравилась труппа Les Compagnons de la Chanson и песни Эдит Пиаф».

Педро и Шамир в 70-е годы
Педро и Шамир в 70-е годы
Педро уехала в Египет, президент которого Гамаль Абдель Насер был одним из злейших врагов Израиля. Евреи, отправленные Израилем с диверсионными миссиями в 1955 году в рамках операции, позже названной «Дело Лавона», томились в египетских тюрьмах.

Дело Лавона («Позорное дело» – ха-Эсек ха-биш) – политический скандал в Израиле с 1954 по 1960 год, связанный с провальной диверсионной операцией военной разведки Израиля «Сусанна» в Египте. Идея заключалась в том, чтобы устроить в Каире и Александрии серию терактов, особенно против американских и английских учреждений, что, как надеялись, должно будет сорвать вывод английских войск из зоны Суэцкого канала. В результате провала в Израиле разразился громадный политический скандал, продолжавшийся многие годы.

Педро спрятала свой лешифратор Морзе в деревянном чемодане с двойным дном. У нее также была коротковолновая радиостанция для связи с Моссадом. Она получила въездную визу в Египет после того, как сообщила властям, что заинтересована в изучении там археологии. За короткое время она вошла в высшее общество Египта.

Ицхак Шамир в 70- е гг.
Ицхак Шамир в 70- е гг.
Во время своих якобы археологических поездок она заметила, что египетская армия перевозила на поездах в Судан упакованные партии оружия. А как-то миновала большой аэродром с десятками припаркованных советских самолетов. «Она сошла с поезда, выучила наизусть название аэродрома и посчитала самолеты, – писал Накдимон. В порту Александрии она выслеживала египетские военные корабли. В Асуане посетила район, где строилась новая плотина на Ниле, и передала эту информацию своим кураторам во время встреч, которые проводила за пределами Египта.

Семья Педро со стороны отца берет свое начало в Испании. «Семейная традиция, передаваемая из поколения в поколение, гласила, что один из моих предков, по имени дон Педро, отвечал за покупку чистокровных лошадей для одного из королей Кастилии», — рассказывала она. Его профессия уберегла его и его семью от инквизиции.

В 1531 году дон Педро с семьей покинул Пиренейский полуостров с согласия короля и поселился в Нидерландах. Позже семья разделилась. Некоторые остались в Нидерландах, другие переехали в Великобританию, третьи в Польшу. Ее отец, Исаак Педро, родился там и присоединился к движению «Поалей Цион».

«Поалей Цион» («Рабочие Сиона») – еврейская социал-демократическая рабочая партия, ратующая за обобществление средств производства и переустройство общества на социалистических началах путём классовой борьбы еврейского пролетариата в рядах интернациональной социал-демократии и территориальную автономию для евреев в Палестине

Исаак служил в польской армии, дезертировал в 1921 году и бежал в британскую подмандатную Палестину, где стал одним из основателей кибуца Гиват Хашлоша. Позже переехал в Уругвай, где женился на родственнице. Их дочь Исабель родилась в 1934 году. В юности она изучала архитектуру и рисование в Национальной школе изящных искусств в Монтевидео, а также принимала активное участие в сионистских делах.

Насер (справа) и Абдель Хаким Амер в 1967
Насер (справа) и Абдель Хаким Амер в 1967
«Однажды в Монтевидео приехала министр иностранных дел Израиля Голда Меир, и мы выступили для нее живой цепью всех сионистских молодежных организаций. В ее присутствии я настоятельно призвала своих коллег сделать больше для Израиля, – вспоминала Исабель. – “Ты говоришь на идиш?” – спросила меня Меир. – Ты нужна нам в Израиле”».

В 1961 году Исабель иммигрировала в Израиль. Она изучала иврит в кибуце Уша, когда жила в Гиватаиме, и архитектуру.

В 1965 году, после опасных приключений, на которые Исабель пошла ради Моссада, она вернулась в Израиль и начала рисовать и работать дизайнером интерьеров. Одним из ее клиентов был Иссер Харель, директор Моссада, который хотел перепланировать свой дом.

Иссер Харель
Иссер Харель
«Его жена приняла меня, и я полностью перестроила их дом», – рассказывала Исабель.

Исабель вышла замуж за бизнесмена Бена Ами Каплана, в прошлом бойца «Иргун». Он умер в 2005 году. Она надолго пережила его и умерла в прошлом месяце в возрасте 89 лет, оставив двоих детей.

Как-то она сказала Накдимону, что она — одна из солдат Шамира. «Я уважаю его всем сердцем и скучаю по этому особенному человеку».

Похожие статьи