|
Валентина Соломонова

В Еврейском музее и Центре толерантности прошел концерт памяти композитора Лео Смита

В Еврейском музее и Центре толерантности прошел концерт памяти композитора Лео Смита

11 мая в Еврейском музее и Центре толерантности при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Российской Федерации состоялся первый концерт к 80-летию со дня гибели композитора Лео Смита в рамках проекта Forbidden Music Regained.

Мероприятие посетили представители дипломатических миссий более 15 стран, среди которых: Франция, Бельгия, США, Германия, Австрия, Великобритания, Португалия, Венгрия, Чехия, Румыния, Молдова, Нидерланды, Ирландия, ЮАР, Финляндия, Греция.

30 апреля 2023 года исполнилось 80 лет со дня гибели в концлагере Собибор выдающегося голландского композитора еврейского происхождения Лео Смита. Хиллес Бесхоор Плух, посол Королевства Нидерландов говоря о композиторе подчеркнул: - «Даже в гетто он продолжал создавать музыку. Его стойкость и приверженность своему делу в обстоятельствах политической и человеческой трагедии – пример для всех нас». В эти майские дни победы мы вспоминаем жертв той войны. Холокост в Европе унес жизни более 6 миллионов человек.

Концерт, посвященный памяти Лео Смита и других композиторов еврейского происхождения, погибших в нацистских концлагерях, стал первым событием проекта Forbidden Music Regained. Forbidden Music Regained (Нидерланды, Амстердам) — проект Фонда Лео Смита, посвященный композиторам, подвергшимся преследованиям во время Второй мировой войны. Фонд Лео Смита занимается открытием и исследованием этих композиторов, а также публикацией их произведений.

Выступая перед началом концерта Юлия Бройдо, куратор проекта сказала: «В истории музыки XX века есть много трагических страниц. Есть целая генерация европейских композиторов, которым не суждено было в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Многие жизни оборвались в пору высшего расцвета. А скольких потенциальных музыкантов и артистов, художников и писателей мир лишился, даже не узнав их имен. К сожалению, тут мы бессильны. Мы можем только помнить тех, кто все-таки успел сказать свое яркое слово, прежде чем сгинуть в огне Катастрофы. Лео Смит вернулся из Парижа в Амстердам накануне войны. Неизвестно, спасся бы он во Франции, но там большая часть еврейского населения пережила войну, а в Нидерландах таковых оказалась лишь одна пятая. 80% голландских евреев были убиты».

В программу концерта вошли сочинения Лео Смита, написанные им в Париже («Секстет для деревянных духовых», 1933) и Амстердаме во время оккупации («Соната для флейты и фортепиано», последнее сочинение композитора, 1943), а также его друзей и соратников Эрвина Шульгоффа («Дивертисмент для гобоя, кларнета и фагота»), Дариуса Мийо («Сюита для квинтета деревянных духовых») и завершился концерт произведением Мориса Равеля («Кадиш для кларнета и фортепиано»). Произведения исполнили лауреаты международных конкурсов: Антон Прищепа (кларнет, фортепиано), «ПетроДуэт» - Анастасия Рогалева и Дмитрий Петров (фортепиано), Мария Корякина (флейта), Федор Освер (гобой), Олеся Колотыгина (кларнет), Алексей Левин (фагот), Алексей Крохин (валторна). 

В предстоящем сезоне в Еврейском музее и центре толерантности будет представлена выставка о погибших в концлагерях композиторах, чьи сочинения звучат вновь благодаря этому проекту. 

Также планируются еще два концерта, лекции, показы документальных фильмов и дискуссии со зрителями. Борух Горин, председатель правления Еврейского музея и центра толерантности: «Задача Еврейского музея как культурного учреждения состоит не только в том, чтобы говорить с публикой об общепризнанных художественных достижениях, но и о скрытых. События Холокоста заставили нас забыть или даже не узнать множество талантливых художников, писателей, мыслителей. Но мы можем, и мы должны заново открывать имена людей, которых сначала запрещали, а потом и вовсе уничтожали - а контекст того времени дает их и без того блестящим произведениям бесценное и очень глубокое общечеловеческое значение».

Похожие статьи