Потерянное поколение: художники, чью карьеру прервал Холокост

Потерянное поколение: художники, чью карьеру прервал Холокост
Рыбаки, чинящие свои сети на острове Корфу, Людвиг Йонас Фото: Фото: Хьюберт Ауэр, Музей "Искусство потерянного поколения"

Врач на пенсии Хайнц Бёме на протяжении десятилетий разыскивал работы художников, чья многообещающая карьера была прервана нацистскими преследованиями.

Хайнц Бёме познакомился с творчеством Людвига Йонаса в далеком 1984 году. Бёме, тогда 50-летний врач, решил упорядочить все книги по искусству и каталоги, которые он собрал во время своих многочисленных поездок на конференции и лекции по всему миру. Однажды, когда он выбрасывал груду изданий, которые считал недостойными для коллекции, его внимание привлек каталог в красной обложке.

Бёме вытащил его из корзины. На обложке брошюры белым цветом была написана фамилия художника, «Йонас», а на страницах каталога были фотографии выставки, проходившей в Берлине под эгидой израильского посольства. Нетрадиционный способ представления работ вызвал любопытство Бёме и заставил его задуматься о том, кто такой Йонас.


Йонас

Биография Йонаса показала, что у него и Бёме было несколько общих черт. Бёме привлек тот факт, что Йонас, еврей, родившийся в 1887 году в Бромберге, который в конце XIX века принадлежал Пруссии, а сейчас, под названием Быдгощ, входит в состав Польши, как и он, изучал медицину, но решил отказаться от перспективной профессии, чтобы стать художником.

В 1909 году Йонас поступил в Школу прикладного искусства в Берлине, учился у величайших немецких художников, продолжил обучение в Париже, а после Первой мировой войны, когда он служил добровольцем в полевых клиниках, стал одним из самых перспективных импрессионистов Германии.

Когда в 1933 году к власти пришли нацисты, Йонас бежал во Францию. Оттуда через два года он иммигрировал в подмандатную Палестину и поселился в Иерусалиме. Он продолжал творить и выставлять свои работы, но умер в возрасте всего 55 лет.

Из-за нацистских преследований творческая карьера Йонаса была прервана, а его имя — почти полностью забыто. После смерти Йонаса его вдова Лотти основала художественную галерею в их доме в Иерусалиме. В 1950-х годах дом был снесен, а галерея переехала в другое место.

«Узнав о Йонасе, я начал искать его картины», — сказал 91-летний Бёме в интервью «Исраэль а-йом». К настоящему моменту коллекционер приобрел около дюжины его работ. «Йонас работал преимущественно в жанре портрета, а лица всегда интересовали меня. Возможно, это связано с моей медицинской практикой. Меня поразило, как оборвалась его карьера художника, и я спросил себя, не постигла ли других художников та же участь», — отмечает Бёме.

И вот, по следам Йонаса, Бёме начал путешествие длиной более четырех десятилетий за «потерянным поколением» — художниками, чья профессиональная карьера оборвалась в период между двумя мировыми войнами, потому что они подвергались преследованиям нацистов за то, что были евреями или политическими противниками режима.

Бёме начал приобретать работы этих художников на аукционах, а также у коллекционеров и родственников. Собрав нескольких сотен работ он решил создать в городе, где он сейчас живет, Зальцбурге, музей, где будет представлена его частная коллекция, — музей «Искусство потерянного поколения», единственный в своем роде в Европе.

Коллекция насчитывает сейчас около 600 работ. Хотя этот уникальный музей был основан пять лет назад и расположен в самом сердце старого города Зальцбурга (недалеко от места рождения Моцарта), он практически неизвестен за пределами узкого круга энтузиастов. Например, совсем недавно здесь побывал высокопоставленный чиновник муниципалитета Зальцбурга, который узнал о существовании музея по местному телевидению.

В своей почти детективной исследовательской работе Бёме раскрыл не только творчество «потерянного поколения», но и истории жизни его представителей, которые часто заканчивались самым трагическим образом.

Одна из таких историй — история Рудольфа Леви, который родился в прусском городе Штеттин (ныне Щецин в Польше) в 1875 году в состоятельной еврейской семье. Он переехал в Берлин, где сначала работал плотником, а в 20 лет поступил в художественную академию в Карлсруэ, а затем в частную школу живописи в Мюнхене, где познакомился, в частности, с известным художником своего поколения Паулем Клее. Позже Леви продолжил обучение в студии Анри Матисса в Париже.


Картина Рудольфа Леви

Во время Первой мировой войны Леви добровольцем вступил в ряды германской армии и сражался в ее рядах на территории Франции. После войны он основал собственную школу живописи в Берлине, но с приходом к власти нацистов покинул страну. Многие из его картин были классифицированы нацистами как «дегенеративное искусство» и конфискованы. Леви приехал в США, но перед Второй мировой войной вернулся в Европу. Когда началась война, он жил в Италии и не смог уехать оттуда по финансовым причинам.

Несмотря на предостережения друзей, он продолжал появляться на публике, а в 1943 году был арестован после того, как его схватили во Флоренции агенты гестапо, выдававшие себя за торговцев произведениями искусства. В январе 1944 года Леви был переведен в концентрационный лагерь на севере Италии, который был транзитным, откуда заключенных пересылали в Освенцим.

Самуил Соломонович Грановский родился в 1889 году в Екатеринославе на Украине, изучал живопись в Одессе и Мюнхене, а в 1910 году поселился на Монпарнасе, в квартале художников. Наряду с работой художника, он также был моделью для других художников и зарабатывал на жизнь уборкой в кафе.

Грановский быстро стал известен как талантливый художник, в основном благодаря своим работам в жанре обнаженной натуры, и принимал активное участие в различных художественных кружках французской столицы. В 1942 году он был арестован французской полицией в рамках «облавы Вель д'ив» — самой масштабной операции по аресту евреев в оккупированной Франции — и отправлен в концентрационный лагерь Дранси, а оттуда — на смерть в Освенцим.

Момми Шварц, родившийся в 1876 году в Нидерландах, изучал живопись в Королевской академии искусств в Антверпене и считался многообещающим художником-абстракционистом. Он с женой был арестован нацистами в Амстердаме в 1942 году и через несколько дней убит в Освенциме.

А еще есть история Марты Бернштейн, дочери Юлиуса Бернштейна, профессора физиологии и ректора университета Галле, и пианистки Софии Леви.

Бернштейн родилась в 1874 году. В Германской империи женщинам не разрешалось изучать живопись в высших учебных заведениях и государственных академиях, а только в частных школах. К женщинам, выбравшим карьеру художника, относились крайне неодобрительно.

Сначала она училась в частной школе в Мюнхене, а оттуда переехала в Париж, куда съезжались художницы со всей Европы, а также училась в Академии Матисса. По возвращении в Берлин она присоединилась к Сецессиону, художественному движению протеста против институционального искусства, и стала важной фигурой модернистского движения в немецком искусстве.

В 1923 году Бернштейн вышла замуж за дирижера Макса Кристиана Нойхауса, который позже стал музыкальным редактором нацистской газеты Völkischer Beobachter. Как еврейка, она подвергалась нацистским преследованиям, и ей удалось найти убежище в Швейцарии, где жил один из двух ее братьев. После окончания войны она вернулась в Германию, где и умерла в 1955 году.

Подробности биографии художника Альфреда Шварцшильда довольно необычны: он родился в 1874 году в богатой еврейской семье во Франкфурте-на-Майне. С юных лет он проявил художественный талант, а в зрелом возрасте его отправили учиться в художественные академии Карлсруэ и Мюнхена. Он начал регулярно выставляться еще до Первой мировой войны, после чего стал очень востребованным портретистом среди мюнхенской элиты.

Его успех был прерван с приходом к власти нацистов. Чтобы заработать на жизнь, Шварцшильд переключился на рисование пейзажных открыток. Благодаря его огромному таланту нацисты разрешили ему продолжать эту деятельность, а также заказывали у него открытки с условием, что он не будет их подписывать. В 1936 году Шварцшильду удалось эмигрировать с семьей в Великобританию. Некоторое время он содержался под стражей на острове Мэн, но после освобождения переехал в Лондон, где и умер в 1948 году.

Его дочь, Теодора Старкер, в детстве служила моделью для самых популярных открыток, которые Шварцшильд создавал для нацистов. Недавно престарелая Старкер, живущая в Новой Зеландии, передала все художественное наследие своего отца в музей «Искусство потерянного поколения».

«Главная цель музея — заново открыть работы этих художников и представить их широкой публике, — говорит Бёме. — Творческая жизнь этих художников была прервана в период нацизма, и мы возвращаем их к жизни. Но важно не только показать работы, но и раскрыть неизвестные биографии художников: что с ними произошло, что они пережили и какова была их судьба. Мое намерение состояло не только в том, чтобы привести людей в музей, где они увидели бы эти произведения искусства, но и рассказать им о том, что происходило в то время. Через искусство и истории из жизни можно лучше объяснить прошлое, и это наш вклад в настоящее.

Люди спрашивают: "Как мы можем бороться с антисемитизмом?". Это один из способов. Создать интерес к истории другим способом, а не пересказывать то, что уже известно. Здесь мы создаем другую основу для работы: к каждой картине мы рассказываем сопутствующую историю жизни, которая иногда отражается и на полотне, и у людей развивается гораздо более пристальное внимание. Поиск работ занимает много времени. Это кропотливая работа. Мы ищем по всему миру.

Сегодня с нами работают пять искусствоведов. Есть человек в США, который несколько раз в неделю присылает мне электронные письма с информацией о местах, где можно найти работы художников потерянного поколения. Некоторые люди жертвуют работы, которыми они владеют. Некоторые хотят остаться неизвестными. В прошлом эти работы можно было купить недорого. Сегодня на аукционах уже говорят: "Если Бёме заинтересовался этим, значит, на это есть причина", и цены растут.

Наш музей нельзя назвать еврейским. Большинство художников евреи, но есть и художники-коммунисты, и художники-неевреи, которых преследовали нацисты. Мы не ограничиваемся только еврейскими художниками и не собираем работы известных художников того времени. Меня интересует, что случилось с учениками известных художников. Например, Макс Бекман. Кто знает, кто были его ученики? Их не показывают в музеях, и эксперты о них не знают. Мы собрали 90 работ его учеников и планируем выставку в ближайшие месяцы».

Хотя сам Бёме предпочитает этого не подчеркивать, он тоже принадлежит к «потерянному поколению». Он родился в Лейпциге в 1932 году, за несколько месяцев до прихода нацистов к власти в Германии. По сей день он не говорит об истории своей семьи во время Холокоста.

«Эта коллекция также призвана увековечить память о моей семье», — сказал он. Бёме также выразил беспокойство за будущее коллекции и музея: «До сих пор я покрывал все расходы из своего кармана. Мы не получаем никакой поддержки ни от австрийского правительства, ни от земли Зальцбург, ни от мэрии. Эта инициатива и история, которую она рассказывает, должны быть переданы будущим поколениям».

Пер. Яков Скворцов

Источник: israelhayom.com

Похожие статьи