Потребовалось шесть лет, чтобы полностью отремонтировать иерусалимский музей Башни Давида, древнюю цитадель, примыкающую к Яффским воротам Старого города, время постройки которой восходит к мамлюкскому и османскому периодам.
Беглый взгляд перед открытием 1 июня доказывает, что ожидание того стоило.
Цитадель, которую мэрия назвала официальным музеем столицы, совмещает ворота в Старый город и свежие, умные способы «переварить» исторический материал иерусалимских хроник и традиций.
Обновление и реставрацию, обошедшиеся в 50 миллионов долларов, возглавила достопочтенная дама Вивьен Даффилд через благотворительный Фонд Клор Исраэль при поддержке муниципалитета Иерусалима, Министерства Иерусалима и еврейских традиций, Министерства наследия, Министерства туризма, Фонда Патрика и Лины Драи, Керен Хайесод, Иерусалимского фонда, фондов «Американские друзья музеев в Израиле» и семьи П. Остин.
Технологии и оригинальные артефакты органично сосуществуют в этой новой версии, предлагая посетителям глубокое погружение во временную шкалу цитадели, восходящую к Ироду, первым мусульманам и крестоносцам, которые использовали крепость для защиты города.
Семиминутный опыт художника Дэвида Полонски. Фото: Рики Рахман
Там мы увидим безумно творческие анимационные фильмы израильских аниматоров, в том числе лауреата «Золотого глобуса» Ари Фольмана и известного иллюстратора Дэвида Полонски, а также интерактивные карты и гигантский интерактивный глобус, созданный Йоавом Коэном.
Цифровые медиа делят пространство с древними артефактами, найденными в цитадели, которые никогда раньше не выставлялись. Частью реконструкции стали новые раскопки в разных частях цитадели в рамках комплексной программы сохранения под руководством Управления древностей.
В настоящее время музей доступен всем благодаря добавлению двух лифтов, расширенных дорожек и пандусов, тщательно спроектированных для мест археологических раскопок. Его стены и минарет также законсервированы, а музей перепроектирован, чтобы стать частью города и городского ландшафта, а не замкнутой крепостью.
Вход в музей осуществляется из нового крытого входного павильона прямо напротив Яффских ворот, где есть билетная касса и кафе (еще не открытое), оттуда путь ведет в первую галерею с 12 интерактивными экранами, которые показывают историю цитадели в различные периоды времени.
Временная шкала «Пески времени» – одно из любимых новых детищ директора Эйлат Либер, дающее множество способов понять каждый период в истории Иерусалима, просто коснувшись экрана.
Интерактивный глобус. Фото: Рики Рахман
В то время как интерактивные экраны (и интерактивный глобус) могут занять посетителя на добрый час, не уставайте! Вас ожидают также короткометражные анимационные фильм Ари Фольмана («Вальс с Баширом», «Где Анна Франк?»).
Фольман создал перформанс на основе «умных» технологий: он использует одну из древних каменных стен в качестве экрана, иллюстрируя периоды пребывания у власти правителей Иерусалима в пятиминутных фильмах.
Я мог бы пересмотреть их несколько раз.
Это не единственная умная анимация. Анимационные работы художника Дова Абрамсона в галерее на верхнем этаже специальными устройствами проецируются на стекла, через которые видны древние каменные стены.
Полностью отреставрированная модель карты Иерусалима сделанная для Венской всемирной выставки 1873 года, с дополнительными цифровыми носителями для отреставрированного музея Башни Давида в Иерусалиме, который вновь откроется 1 июня 2023 года (Фото: Одед Антман)
Дэвид Полонски, известный как соавтор «Вальса с Баширом» (а также анимационного фильма к Девятому Ава «Легенда о разрушении»), занял сводчатый потолок в другой галерее наверху, используя каждый уголок, каждую неровность для своего дико захватывающего семиминутного фильма о праздниках Иерусалима – праздниках каждой религии во все времена года.
Саундтрек к фильму создал музыкант Амитай Коэн, который записал аутентичные звуки, в том числе греческий православный марш Вербного воскресенья, возгласы соблюдающих евреев, размахивающих лимоном и миртом в Суккот, шелест зимних дождей и автомобильный шум городских пробок. Опыт Полонски и Коэна позволил сблизить три календаря: иудаизма, христианства и ислама.
Пристальное внимание музея к технологиям уравновешивается нашим глубоким музейным погружением в его коллекции. Но сначала там нужно было найти свои собственные артефакты.
Либер, ставшей директором музея в 2012 году, давно сказали, что большая часть экспонатов музея была уничтожена пожаром. Она отправилась на поиски в хранилище в Бейт-Шемеш, где в неразобранных коробках хранилась сокровищница музейных предметов.
«Историю рассказывают реальные вещи», – говорит Либер, указывая на древние печати и кинжалы эпохи крестоносцев, скупо выставленные в нескольких галереях рядом с цифровыми носителями.
Интерактивная карта древнего Иерусалима. Фото: Одед Антман, Абир Султан
В другой верхней галерее находится полностью отреставрированная карта Иерусалима, сделанная для Всемирной выставки в Вене в 1873 году, на которой тщательно детализирована топография города с деревьями из медной проволоки и зданиями из цинковых сплавов.
Она тоже была случайно обнаружена в 1980-х годах парой студентов Еврейского университета на чердаке библиотеки Женевского университета.
Смесь старого и нового продолжается на 20 тысячах квадратных метров расширенного музейного выставочного пространства, курируемого Талем Кабо, с фильмами Яира Мосса, тематика которых объединяет хроники древнего и нового города, и последней галереей, где покажут три документальные фильма Бен Шани, снятые по архивным кадрам сериала «Увда».
«Мы поставили цитадель на пьедестал», – говорит дизайнер Таль Рой де Ланге, который стремился сохранить отреставрированную архитектуру как можно более чистой и соразмерной, несмотря на разные размеры и пропорции каждой комнаты в цитадели.
Это было большой проблемой. Ведь крепости 3000 лет. Каждая галерея теперь выглядит более легкой и воздушной, с недавно пробитыми окнами, выходящими на улицы Старого города, но современность отлично сочетается с древностью.
По словам Рой де Ланге, в поле зрения нет никаких технологических систем, и даже осветительные приборы небольшие, чтобы не нарушить объем пространства.
«Должен быть баланс между старым и новым, — сказал Рой де Ланге. – Эта цитадель была здесь до нас и будет после нас, и мы должны содержать ее в неизменности, насколько это возможно».
Еще для музея будут созданы лекции, первую из которых – архитектора Давида Кроянкера об архитектуре и улицах Иерусалима – покажут в выставочном пространстве под новым входным павильоном.
«Идея состоит в том, чтобы иметь возможность часто обновлять музей, - говорит Либер. – Будь то израильский школьник или гость из-за рубежа, я надеюсь, что Башня Давида всегда сможет дать ему основу для диалога, терпимости и уважения. Башня – то, что сделает мир лучше. И посетители из ближнего и дальнего зарубежья покинут музей с лучшим пониманием Иерусалима, этого вечного города».
Пер. Марии Якубович
Источник: timesofisrael.com