|
Валентина Соломонова

Премьера в РАМТе: «Леопольдштадт» Тома Стоппарда

Премьера в РАМТе: «Леопольдштадт» Тома Стоппарда

16 июня на сцене Российского академического молодежного театра в рамках фестиваля «Черешневый лес» состоялась премьера спектакля «Леопольдштадт». Художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин впервые поставил одноименную пьесу Тома Стоппарда на российской сцене. После постановки трилогии «Берег утопии» в 2007 году Стоппард сотрудничает с РАМТом на эксклюзивной основе.

Том Стоппард возвращается на сцену РАМТа с автобиографической семейной сагой, с многомерным, многофигурным и, несмотря на всю горечь — ироничным эпосом о вере и иллюзиях, о противостоянии человека и истории, о человеческой силе и слабости. И о голосе крови, который делает человека человеком, сообщается в пресс-релизе театра.  

«Леопольдштадт» — это история о судьбе еврейской семьи, пострадавшей в годы Холокоста. Название произведению дал район Вены, считавшийся в начале XX века преимущественно еврейским. Пьеса рассказывает о большой семье Германа Мерца, одного из богатейших людей Вены. Его прадед был всего лишь торговцем-разносчиком тканей, но сам Герман — преуспевающий фабрикант, принятый в высшем обществе. За несколько дней до наступления нового XX века, собрав в гостиной за огромным столом все свое многочисленное семейство, Герман Мерц полон надежд и уверен, что его дети и внуки будут жить в мире и процветании. Но в финале спектакля, в 1955 году в этой же самой гостиной встречаются всего только три члена семьи: Роза, Натан и Лео — единственные из огромного рода, кому удалось уцелеть после войны и трагедии Холокоста. «”Леопольдштадт” — это не только трагедия отдельной семьи или даже народа, — считает режиссер Алексей Бородин, — я смотрю на эту историю шире: это трагедия меньшинства, которое всегда раздражает большинство и всегда ему проигрывает. А ещё это размышление о том, как каждому из нас жить в изменяющемся мире, выдерживая все перипетии, не теряя себя и своих корней». После премьеры состоялась прямая беседа по видеосвязи с оскароносным Томом Стоппардом. Автор пьесы поблагодарил РАМТ, Алексея Бородина, труппу за великолепный спектакль: «Осознание того, что я вновь на сцене РАМТа, наполняет меня гордостью и радостью, о РАМТе и его людях думаю постоянно».

Спектакль говорит об очень важном, о том, что мы должны помнить о своей истории, истоках, никогда не отрекаться, не забывать кто ты, о трагедии Холокоста. Весь зрительный зал в этот вечер на одном дыхании проживал жизнь большой еврейской семьи. Одновременно знакомясь с еврейскими традициями и обычаями: праздником Песах, обрезанием, молитвами и песнями. Зрители сопереживали, смеялись и плакали вместе с героями, проходя все трагические этапы жизни семьи в годы Холокоста и возвращение  (по сути тшуву) немногих оставшихся в живых к своим корням.   

На премьере присутствовало несколько известных людей и общественных деятелей, и сразу после премьеры мы попросили специально для STMEGI.com некоторых из них поделиться своими эмоциями и впечатлениями о спектакле.

Писатель, критик, публицист, президент фонда «Холокост» Алла Гербер поделилась с нами своим восторгом от увиденного: «Сегодня такой спектакль — это подвиг, событие. В такое сложное время сделать такой честный, добрый спектакль, во имя любви, во имя свободы и независимости человека. Какой-то очень пронзительно подвижный, который проходит через годы, и сделано это очень энергично, очень умно, и мы находимся в этой семье, нам не важно, кто чей внук, кто чей сын, кто чья дочь, это не играет роли, это большой клан, когда кто-то уже стал католиком, кто-то пытается выжить, оставаясь евреем, кто-то убежден, что не нужно быть евреем. То есть это куча проблем еврейской жизни на этой земле. Кончается это все тем, что их нет. Освенцим, они все погибли. Это такой эпилог, такая кода бывшей жизни, когда желания, надежды жить, творить, любить — все это кончилось в одночасье. Это замечательный спектакль — умный, честный, достойный. И то, что сделал Алексей Бородин, — это особенно достойно, это прекрасная пьеса. Этот спектакль совершенно соответствует тому, что с нами всеми происходит. Судя по очень честным благодарным аплодисментам, спектакль вызвал единое состояние солидарности сочувствия с этим народом, с этой безысходностью этого народа, который был тогда и счастья, кстати говоря, об этом я уверена очень многие подумали какое счастье, что есть государство Израиль. Спасибо за этот спектакль.

Одна из основательниц Первого женского конгресса Лора Гаврилова поделилась многогранным впечатлением от спектакля, отметила прекрасную режиссерскую работу, великолепную игру актеров. Она напомнила, что совсем недавно мы праздновали 26 Ияра и 75-летие государства Израиль,  сказала о важности темы трагедии Холокоста для молодежи, для всех зрителей, чтобы сохранялась память и никогда больше не повторилась трагедия 80-летней давности.

Лариса Малюкова — кинокритик, сценарист: «Очень важный спектакль, очень важная тема. Что касается спектакля, то в начале мне показалось, что оно немного затянутое, но потом все окупается, когда все сходится в одной точке боли. И финал — это настоящий катарсис. Поэтому публика так реагировала сегодня, очень долгая, искренняя овация, много слез, мне кажется, это такое очищение. Стоппард нашел самый правильный мост связи с человечностью. «Леопольдштадт» — спектакль, который очеловечивает.

Заслуженная артистка России Дарья Семенова, исполнительница роли Ханны Мерц: «Стоппард — гениальный драматург, эту тему он делает важной не только для себя, но и для нас. Пьеса переведена на русский язык специально только для РАМТа. Мы репетировали ее год, она невероятная, у нас была консультант по еврейским традициям, которая учила нас правильно произносить молитвы, проводить седер. В конце спектакля мы стояли за кулисами, у нас финал, и мы плачем, потому что ты относишься к этому, не как к художественному произведению, а как к тому, что происходит с тобой сейчас.

С сентября спектакль будет идти в РАМТе на постоянной основе, и у всех театралов появится прекрасная возможность увидеть замечательный спектакль «Леопольдштадт».


Теги

Похожие статьи