|
Маргарита Марьяновская
Маргарита Марьяновская

Умер автор текстов песен «Скрипача на крыше», лауреат «Тони» и «Грэмми» Шелдон Харник

Умер автор текстов песен «Скрипача на крыше», лауреат «Тони» и «Грэмми» Шелдон Харник

Поэт-песенник Шелдон Харник и композитор Джерри Бок составляли один из ведущих дуэтов по написанию песен в музыкальном театре 1950-х и 1960-х годов.

Шелдон Харник, автор текстов легендарного мюзикла «Скрипач на крыше», скончался на 99-м году жизни в Нью-Йорке сообщает Billboard, цитируя сообщение Associated Press.

Автор текстов песен, лауреат премий «Тони» и «Грэмми» Шелдон Харник вместе с композитором Джерри Боком составил один из лучших дуэтов для музыкального театра 1950-х и 1960-х годов.

Известный своим ироничным, тонким юмором и искусной игрой слов, Харник скончался во сне 23 июня от естественных причин, сообщил публицист Шон Кац.

Артисты Бродвея выразили в связи с кончиной мэтра свои соболезнования и почтения в соцсетях.

Драматург Синко Пол назвал его «одним из величайших авторов текстов для музыкального театра всех времен», а актер Джеки Хоффман с любовью написал: «Как и все блестящие авторы текстов, он был придирчивой занозой в заднице».

Бок и Харник впервые добились успеха за музыку и слова к Fiorello!, которые принесли им обоим «Тони» и Пулитцеровскую премию в 1960 году. Кроме того, Харник был номинирован на премию «Тони» в 1967 году за «Яблоню», в 1971 году за «Ротшильдов» и в 1994 году за «Мюзикл Сирано».

Шелдон Харник родился и вырос в семье еврея-дантиста в Чикаго, получил степень бакалавра музыки в музыкальной школе Северо-Западного университета после службы в армии во время Второй мировой войны. Обученный игре на скрипке, он решил попытать счастья в качестве автора песен в Нью-Йорке. 

Среди его ранних песен были известные на слух публике того The Ballad of the Shape of Things, позже записанная Kingston Trio, и пародия на песню Коула Портера Boston Beguine из ревю «Новые лица» 1952 года. Эстраде Нью-Йорка к моменту судьбоносного  знакомства с Боком его имя уже было достаточно известным.

Бок и Харник впервые были представлены друг другу в ресторане актером Джеком Кэссиди после премьеры мюзикла «Шангри-Ла», в котором Харник помогал с написанием текстов. Первым мюзиклом Харника-Бока был The Body Beautiful, поставленный в 1958 году. Их творческий дуэт был поистине блистательным. 

Bock-and-Harnick-circa-197010995.jpeg

«За все эти годы, что мы работали вместе, я помню только одну или две ссоры — и то в начале сотрудничества, когда мы еще присматривались друг к другу. С ним было заместально работать», - вспоминал Харник, который сотрудничал с Боком в течение 13 лет, в интервью Associated Press в 2010 году.

Они сформировали одно из самых влиятельных творческих партнерств в истории Бродвея. Продюсерам Роберту Э. Гриффиту и Хэлу Принсу понравились песни из The Body Beautiful, и они заключили контракт с Боком и Харником на написание партитуры для их следующей постановки, Fiorello!, мюзикле о мэре-реформаторе Нью-Йорка, получившем премию «Тони».

Бок и Харник затем сотрудничали в «Вырезке» в 1960 году и «Она любит меня» три года спустя. Ни то, ни другое не стало хитом — хотя She Loves Me получила «Грэмми» за лучшую музыку. Однако бесспорным шедевром и творческим триумфом соавторов стал мюзикл «Скрипач на крыше», поставленный по произведениям еврейского писателя Шолома-Алейхема.

«Скрипач» рассказывает об жизни восточноевропейских ортодоксальных евреев в русской деревне Анатевка в 1905 году. В роли Тевье в нем выступил Зеро Мостел. Мюзикл шел на Бродвее шел почти восемь лет и подарил миру такие потрясающие песни, как “Sunrise, Sunset”, “If I Were a Rich Man” и “Matchmaker, Сваха”. В последнем бродвейском ремейке Тевье сыграл Дэнни Бурштейн и получил номинацию на премию «Тони» за лучшее возрождение. 

Харви Фирстайн, игравший Тевье в бродвейской версии 2004 года, отметил, что «тексты Харника были ясными и целенаправленными и никогда не превращались в клише. Он никогда не полагался на простые рифмы или «списки» для заполнения музыкальной фразы. Он всегда искал и говорил правду для персонажа, и поэтому исполнение его песен доставляло истинное удовольствие». 

Вместе Бок и Харник написали книгу, а также партитуру для «Яблони» в 1966 году и для «Ротшильдов» по книге Шерман Йеллен в 1970 году. Это было последнее сотрудничество между ними: затем Бок решил, что пришло время ему самому стать автором текстов, и в начале 1970-х выпустил два экспериментальных альбома.

harnick-bock-60cbe11aca88f70fb28d4579346ce6201aaaa6b5-s1100-c50.jpeg

Харник продолжал сотрудничать с Мишелем Леграном в «Шербургских зонтиках» в 1979 году и мюзикле «Рождественская песнь» в 1981 году; Мэри Роджерс в версии «Пиноккио» в 1973 году; Арнольдом Блэком в мюзикле «Призрачная будка для посетителей»; и Ричардом Роджерсом в 1976 году в бродвейском мюзикле о Генрихе VIII. Он также написал несколько ярких эстрадных хитов, саундтреков к фильмам и оригинальных оперных либретто. Появление Харника на телевидении и в кино варьировалась от песен для анимационного фильма HBO «Сказка о кролике Питере» в 1991 году на музыку Стивена Лоуренса до текстов для вступительного номера телепередачи «Оскар» 1988 года. 

Помимо десятков других профессиональных и творческих наград за свою долгую жизнь Харник получил «Грэмми» и четыре премии «Тони», в том числе награду 2016 года за пожизненные достижения в театре. Имена Харника и Бока были введены в Зал славы авторов песен в 1972 году и получили высшую награду этой организации - премию Джонни Мерсера в 1990 году. 

Кристин Ченовет, сыгравшая главную роль в бродвейском ремейке «Яблони» 2006 года, в Twitter назвала работу с Шелдоном Харником «одним из главных профессиональных впечатлений в карьере», добавив: «Мне нравились его размышления. Его сочинения. Его душа».

Теги

Похожие статьи