В Финляндии мало евреев, и поэтому есть только два здания синагоги: синагога в Хельсинки, построенная в 1906 году, и более маленькая и скромная синагога 1912 года в Турку.
На это изначально оказала влияние политика двух государств: Швеции и России. По шведскому указу 1782 года «черта оседлости» ограничивалась Стокгольмом, Норчепингом и Гетеборгом, что исключало поселение евреев в финских землях. В российском Великом княжестве Финляндском шведские законы сохранялись в силе даже после их отмены в Швеции.История финского еврейства началась в середине XIX века: царская власть разрешила солдатам-евреям (кантонистам), отслужившим в царской армии на территории Финляндии, там оставаться и жить. Большинство финских евреев — потомки тех кантонистов. Просто переезжать в Финляндию было запрещено.
Первая в Финляндии синагога была устроена на вилле Лангенска в Хельсинки. Российская власть оплачивала аренду — в силу привилегий кантонистов.
После смерти Александра II положение евреев было осложнено постановлением Сената от 1886 года: постановление о поселении от 1858 года было отменено и заменено временным видом на жительство, дававшим право проживать в городе лишь шесть месяцев, и то по специальному разрешению губернатора. Деятельность евреев ограничивалась, за ними тщательно надзирали и их часто высылали. В 1870 году в Финляндии было около 500 евреев. В большинстве они занимались мелкой торговлей и получили прозвище «рыночные евреи».
Тем не менее финские евреи проявляли социальную активность, например, основав в конце XIX века шведоязычное «Еврейское женское благотворительное общество».
В 1872 году в финском Сейме вопрос об уравнивании евреев в правах с остальным населением встретил упорное сопротивление. Только в 1917 году Финляндия — одной из последних среди европейских государств — предоставила евреям, проживающим в стране, полные гражданские права.
По сути, настоящая община в Хельсинки возникла в 1906 году, когда там открылась первая синагога.
Еще в 1898 году община запросила у города участок для строительства. Город предложил участок на Мальминкату, недалеко от Наринкка — главного еврейского рынка поношенной одежды. Комитет по строительству совершил поездки по сбору средств в Санкт-Петербург, Стокгольм, Гетеборг, Копенгаген, Берлин, Гамбург и Лондон. Наконец в 1904 году община смогла нанять Йохана Якоба Аренберга, архитектора Совета общественных зданий (1847–1914), для проектирования синагоги и школы.
Строительство началось весной 1905 года, а через полтора года было завершено. По пространственной организации и внешней архитектуре синагога уникально эклектична: это европейский тип синагог конца XIX века, а также поздний этап неоренессанса. Фасад с арочными окнами выходит на Мальминкату. Выше — три круглых окна со звездами Давида. Купол заметен издалека.
В интерьере сочетаются гладкие оштукатуренные белые поверхности и ярко-голубые стены. Прямоугольный зал с трех сторон обрамлен галереями, которые поддерживаются прямоугольными бетонными колоннами с капителями в стиле модерн. На потолке — изречения на иврите.
За вышитой занавесью — Ковчег Святыни, Арон а-Кодеш. Позолоченные деревянные изображения львов, украшающие Ковчег, были привезены из первой общинной молитвенной комнаты в Суоменлинне и могут датироваться XVII веком.
В период между мировыми войнами численность евреев увеличилась до двух тысяч — они бежали из советской России в первые послереволюционные годы. Финские евреи учились и занимались торговлей, но не присоединялись к каким-либо политическим движениям.
Во время Второй мировой войны финские евреи не подвергались преследованию, несмотря на давление, которое оказывала на Финляндию союзная Германия, хотя некоторых все же депортировали в Германию. Еврейские финские общины помогали продовольствием военнопленным-евреям из СССР.
Как ни неприятно об этом писать, но наравне с другими гражданами Финляндии евреи служили в армии и участвовали в военных действиях в 1939–1945 годах на советском фронте — известно, что они молились прямо под носом у нацистов. Майор Лео Скурник и капитан Саломон Класс даже были награждены «Железным крестом». 6 декабря 1944 года президент и маршал Финляндии Маннергейм присутствовал на панихиде по еврейским солдатам, павшим за Финляндию, в синагоге Хельсинки, которая, в отличие от европейских синагог, пережила войну нетронутой. Расположение входа в синагогу было изменено, когда в 1961 году построили общинный центр и здание школы. Интерьер отреставрировали в 2005 году. Здание имеет городскую ценность и государственное значение. Государственный совет утвердил решение о его защите 15 декабря 1988 года. По словам Дана Кантора, директора еврейской общины Хельсинки, — их примерно 1200 человек, — «большинство финских евреев нерелигиозны и состоят в смешанных браках»
...Столетний юбилей хельсинкской синагоги еврейская община Финляндии отмечала 3 сентября 2006 года. Среди гостей были президент Финляндии Тарья Халонен, спикер национального парламента Пааво Липпонен, министр туризма Израиля Ицхак Герцог, архиепископ Юкка Паарма, представители мусульманской общины страны. Глава еврейской общины Финляндии Гидон Болотовский в интервью финской радиостанции YLE отметил толерантную религиозную атмосферу, которая преобладает в этой скандинавской стране.