«Мы слишком увлеклись термином Start-Up Nation»

«Мы слишком увлеклись термином Start-Up Nation»
Профессор Эфраим Чаламиш Фото: Йехошуа Йосеф

Профессор экономического права Нью-Йоркского университета Эфраим Халамыш объясняет Israel Hayom, что должен сделать Израиль, чтобы приспособиться к миру, который меняется со скоростью света.

Саудовская Аравия с Ираном сблизились в качестве «жеста доброй воли» для Китая. А руководство Саудовской Аравии по-прежнему не исключает возможной нормализации отношений с Израилем. Это сложная комбинация, погружающая нас в мир союзов, в отношения между Иерусалимом и Пекином и в то, как США оказываются в центре всех событий.

«Это связано с глобальной тенденцией: вместо того, чтобы выбирать сторону, государства и частные компании стремятся создавать альянсы, отвечающие их потребностям. Пример: Саудовская Аравия пытается сблизиться с Израилем и подписала соглашение о нормализации отношений с Ираном. А с США находится в нестабильных отношениях. Тем не менее американцы прилагают усилия, чтобы сблизиться с СА из-за энергетических проблем. Они также осознают, что, удерживая Эр-Рияд «ближе к груди», будут более успешны в сдерживании негативных элементов на Ближнем Востоке. В международных и экономических отношениях, в развитии частных и государственных компаний ключевое – множественные и разнообразные союзы. Израиль тоже это понимает, и поэтому несколько лет назад правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху решило наладить с Китаем более тесные связи, пик пришелся на 2018–2019 годы». 

Но тогда мы взяли тайм-аут. Почему?

Это решение было обусловлено двумя соображениями. Было чрезвычайно сильное давление со стороны США на израильские компании, чтобы они не привлекали средства от китайских учреждений или не позволяли им выигрывать тендеры, поскольку они считали, что это увеличит влияние Китая в национальной израильской безопасности. Второе: в Израиле люди привыкли к американскому «ДНК» в инвестициях, и вдруг поняли, что с Китаем все работает по-другому с точки зрения графиков и денежных переводов. Это в сочетании с давлением США привела к резкому сокращению китайских инвестиций в Израиль. 

Но израильтяне перестали работать с Китаем. Как вы видите развитие этих отношений?

Израильтяне и на уровне правительства, и на уровне бизнеса должны быть гораздо более чувствительны к напряженности между США и Китаем. Способ борьбы с торговыми войнами – сосредоточиться на тех секторах, которые не воспринимаются США как представляющие угрозу национальной безопасности, например, сельском хозяйстве и окружающей среде. Так можно будет продавать аналогичные технологии обеим странам. Некоторые израильские компании неплохо с этим справляются именно в областях, не предполагающих боестолкновения.

Китай добился того, чего не достигла ни одна другая страна в истории, вытащив сотни миллионов людей из нищеты, обеспечив доступ к источникам воды, энергии, электричества и базовым технологиям. В этих сферах Израиль преуспевает, и поэтому такие отношения должны продолжаться. Кстати, Израиль – не единственная страна, столкнувшаяся с напряженностью в балансировании отношений между США и Китаем. Многие страны успешно ходят по такому канату. 

Израиль тоже будет вынужден играть в эту деликатную игру?

С точки зрения безопасности, дипломатических и экономических связей явно нет замены США. Но Израиль не может позволить себе отказаться от своих связей с Китаем, это огромная экономическая сокровищница, связанная с влиянием Китая в Африке, Южной Америке, Азии. Израиль не хочет, чтобы Китай воспринимал его как угрозу в тех странах, в которых он занимается экономической деятельностью. Кроме того, Китай, как известно, является второй по величине экономикой в мире. 

Как существующая напряженность между США и Китаем влияет на торговлю и экономику на Ближнем Востоке и конкретно в Израиле?

Один из примеров – страны, которые привлекли средства из США, а потом увидели, что это слишком сложно, поэтому решили привлечь средства из Китая, где процесс гораздо проще. В Израиле этот вопрос возникает в основном в контексте привлечения капитала для стартапов. В США принят закон, усложняющий эмиссию китайских компаний в США или продажу американских технологий китайским компаниям.

Компании, привлекающие средства из Китая, могут столкнуться с трудностями при выпуске акций в США или продаже американским учреждениям. Таким образом, это влияет на возможности израильских стартапов и технологических компаний, особенно тех, которые сталкиваются с трудностями и ищут другие места для сбора средств, например – Индия и Китай. 

Отношения между Индией и Израилем в последние годы укрепились?

С внутриазиатской точки зрения Индия конкурирует с Китаем экономически. Израиль сближается с Индией из-за опасений по поводу слишком большого влияния Китая в Израиле: подписывается все больше и больше соглашений. 

Какие дополнительные вызовы вы ожидаете увидеть для компаний, работающих на международном рынке?

Один из них – переход от глобального восприятия к локальному. Каждый продукт или человеческий капитал должен подвергаться модификациям, когда перемещается в другую страну или рынок. Даже «Макдоналдс» должен вносить в еду местный вкус. Когда компании реализуют стратегию в другом месте, они не могут позволить себе делать это в форме «вырезать и вставить», что особенно актуально для израильских компаний; им требуется гораздо больше инвестировать в локальные модификации.

Другой вызов – национальная безопасность. Раньше это было актуально только для компаний, продававших секретные технологии. Сегодня – практически для всех отраслей и продуктов: страны считают многие отрасли критически важными для своей национальной безопасности, к примеру, пищевую и фармацевтическую промышленность. 

В Израиле мы не завершили боевую операцию, а следующая операция или война – только вопрос времени. Предупреждения экономистов относительно судебной реформы серым облаком нависают над экономическим ростом Израиля. Как собирать средства в такой среде?

Наше мышление здесь носит оборонительный характер. Мы думаем, что вопросы «Что даст судебная реформа?» и «Почему экономический спад?» фундаментальны. И мы настолько увлеклись термином «нация стартапов», что предполагаем, что все будет продолжать работать само по себе. Я недавно был на одном форуме, и один из участников там сказал: «В этом вопросе я хочу отдать должное правительству. ...вы не поверите, даже я сказал что-то положительное о правительстве». Но государство в основном не делает ничего, кроме как вмешивается и препятствует. Хотя в большинстве стран государство – ключевой инструмент построения частного сектора, а не как сущность, которая мешает. 

Это катализатор бизнеса. А в Израиле такого нет. Почему?

Люди, занимающиеся высокими технологиями, придерживаются подхода «пока государство не вмешивается». Но многие страны мчатся вперед, потому что создают новые структуры и работают рука об руку с деловым сектором. Например, государственное финансирование. Гана, Нигерия, Саудовская Аравия и Катар получают значительные доходы от нефти и газа и создают суверенные фонды благосостояния, которые инвестируют по всему миру, что обеспечивает им значительную финансовую отдачу в виде инвестиций в инновации и рост. 

Сколько таких фондов в Израиле?

Только один, центральный, созданный после обнаружения здесь природного газа. В международном плане он небольшой. Существование таких фондов в стране помогает укрепить ее промышленность. В определенной степени такие фонды – возврат к началу индустрии высоких технологий в 90-е годы, когда фонды венчурного капитала дали первоначальный толчок израильской индустрии высоких технологий.

Пришло время вспомнить о плодах тех прежних исторических вложений, и реализовать их так, чтобы наша посадка в мир, который продвигается и меняется со скоростью света, была намного мягче. 

Эфраим Халамыш – адъюнкт-профессор экономического права Нью-Йоркского университета, джазовый музыкант, писатель и журналист, специализирующийся на экономике, энергетике и безопасности, старший советник и глава израильской практики всемирно известной компании Kroll – Risk and Financial Advisory Solution.

Пер. Марии Якубович


Источник: israelhayom.com

Похожие статьи