|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Как шофар в концертный зал попал

Как шофар в концертный зал попал

Шофар, древнейший музыкальный инструмент, используемый в религиозных целях и ассоциирующийся в основном с синагогой, Рош а-Шана и Йом Кипуром, теперь можно услышать и в больших концертных залах. Амит Софер, трубач, делает еще один шаг вперед, выходя за пределы привычных «текиа-шеварим-теруах» (из еврейского молитвенника), и превращает шофар в настоящий музыкальный инструмент.

Кроме того, Софер утверждает, что ему принадлежит самый длинный в мире шофар - 1,74 м, который в настоящее время находится в процессе регистрации в Книге рекордов Гиннесса, отмечает Ynet.

В настоящее время Софер известен на международном уровне как исполнитель шофарах, причем не только в синагогах в Элул (еврейский месяц, начинающийся сегодня, в который принято использовать шофар каждый день на утренней церемонии) и Тишрей (месяц Высоких праздников). Он играет с Симфонетом Раананы и, вероятно, является единственным музыкантом, который когда-либо играл на шофаре вживую на сцене, с оркестром из 80 исполнителей, классическую еврейскую молитвенную мелодию «Авину Малкейну».

Он играет на национальных церемониях, перед президентами, послами и консулами, а также очень популярен среди огромной евангелистской общины, «потому что для них шофар — это гораздо больше, чем просто символ», — объясняет Софер.

unnamed.jpg

У Софера есть сложившийся репертуар, и он исполняет на шофаре самые разные мелодии и стили, начиная от еврейских литургических мелодий, таких как «Авину Малкейну» и «Адон а-слихот», израильских песен, таких как «Йерушалаим шель захав» и «Хава нагила», и, как ни странно, мировой классики («Танец с саблями» Хачатуряна и даже «Аллилуйя» Леонарда Коэна). «Аллилуйя — это просто волшебство, — говорит Софер. — Аранжировка с фортепиано, скрипкой и шофаром была очень трогательной, особенной и необычной».

Поскольку диапазон звучания шофара ограничен, и он может воспроизводить лишь некоторые ноты музыкального произведения, при необходимости он сотрудничает с другими музыкантами, приглашенными на сцену. На своих инструментах они играют те ноты, которые не может воспроизвести шофар», — поясняет он. Кроме того, в своих выступлениях он использует три шофара, каждый из которых воспроизводит свою музыкальную гамму и используется для разных мелодий. Бывают также случаи, когда шофар может исполнить целую песню соло.

Софер уже выступал в Париже, Англии, Канаде, Нью-Йорке и сейчас готовится к концерту в Бразилии. «Самое прекрасное и волнующее для меня — это то, что моя аудитория разнообразна, — говорит Софер. — Она состоит из хасидов, ортодоксальных евреев, национально-религиозных евреев, светских евреев, а также неевреев. Это смешанная аудитория, которую объединяет музыка и одинаковое волнение перед звуком шофара. Я беру знакомые песни и делаю их доступными для всех, это создает единство в сердце. Когда в конце выступления я схожу со сцены и меня обнимают зрители, я понимаю, что мы все победили, это того стоит. Когда люди говорят мне, как они были воодушевлены во время концерта, — вот что действительно важно.

— Каждый ли духовик должен уметь играть на шофаре?

В принципе, музыкантам, играющим на трубе, тромбоне и валторне, может быть легче играть на шофаре. Это вопрос техники; кроме того, игра на шофаре требует высокой концентрации внимания, поскольку, как и на скрипке, это похоже на «блуждание в потемках»: ты не знаешь, куда именно надо ударить, чтобы попасть в нужную ноту.

— Вы выступаете в течение всего года или в основном в праздники месяца Тишрей?

Моя деятельность делится на три части: 1) в течение года меня приглашают выступать на семейных торжествах, свадьбах, бар-мицвах; 2) я играю перед туристами-евангелистами во время пребывания в Израиле на званых обедах и экскурсиях; 3) я играю на церемониях и государственных мероприятиях.

 

Похожие статьи