Первый Конгресс еврейских женщин: ради веры и семьи

Первый Конгресс еврейских женщин: ради веры и семьи

130 лет минуло с тех пор, как еврейские женщины впервые встретились ради общего собрания. Ими двигало желание объединить свои силы с тем, чтобы хранить традиции иудаизма и знания в столь быстро меняющемся мире. 

В Чикаго проходила Всемирная выставка. В её рамках работал Общий Парламент по вопросам вероисповеданий. Именно тогда удалось организовать встречу первого Конгресса еврейских женщин. Конгрессу предстояло работать всего несколько дней: с 4 по 8 сентября 1893 года. А подготовка к нему заняла несколько месяцев. Сперва из 25 человек был образован Комитет еврейских женщин, возглавляемый знаменитой и влиятельной активисткой женского движения в США, Ханной Соломон. Секретарём избрали издательницу журнала «Общества еврейских женщин в Америке», Садию Американ.

Ханна Соломон происходила из семьи, в которой дух пионеров США слился с прочными традициями иудаизма. Четвёртый ребёнок в многодетной иудейской семье, Ханна с детства участвовала в жизни общины: помогала матери в Объединении еврейских швей, где изготавливалась одежда для малоимущих. Её отец возглавлял Литературное общество Сиона, основал синагогу и исполнял обязанности пожарного на добровольной основе, что было важной частью жизни той эпохи.


Ханна Соломон

Комитет разослал по всем крупным городам извещения, призывавшие евреек провести общие собрания с тем, чтобы избрать из своей среды делегатов на конгресс. Успех этого начинания превзошёл самые смелые ожидания Комитета: 29 городов были готовы отправить на Конгресс 93-ех полномочных представительниц со всей страны! Велась обширная переписка с общинами Англии: Комитет обработал более 2000 почтовых отправлений. Среди прочего обсуждались темы докладов, и выбирались будущие авторы документов. 



Кроме того, избрали двух дам, которым поручили представить материалы Конгресса еврейских женщин в Парламенте. В качестве сувенира, способного увековечить память о грядущим событии, решено было издать сборник традиционных иудейских мелодий. В его подготовке приняли участие канторы Уильям Спаргер и Алоис Кайзер, а предисловие написал Сайрус Адлер — будущий президент Еврейской теологической семинарии Америки. JTSA во все еврейские издания Америки отправляли заметки о подготовке Конгресса, и, конечно же, все заинтересованные лица приглашались к сотрудничеству!

Множество докладов заслушали делегаты Конгресса в те сентябрьские дни. Вот лишь некоторые темы:

«Еврейские женщины времён Танаха и средневековья»;

«Еврейские женщины современности»;

«Влияние открытия Америки на евреев»;

«Благотворительность согласно Моисееву Закону»;

«Влияние еврейской религии на домашний быт»;

«Место женщины в трудах благотворительности: каково оно сейчас и каким должно быть»;

«Как побудить народы протестовать против преследования евреев или даже воспротивиться ему».

Активистка и писательница Жозефина Лазарус, сестра поэтессы Эммы Лазарус, выступила с «Обзором иудаизма». Последний доклад был озаглавлен «Значение иудаизма для женщин».

На итоговой встрече было решено издать все материалы, представленные делегатам Конгресса, отдельной книгой. 


Кроме того, дамы единогласно приняли предложение объединиться в новую организацию: Национальный совет еврейских женщин (National Council of Jewish Women). Собрание постановило: основные занятия NCJW — благотворительность и образовательные проекты. Президентом Совета единодушно избрали Ханну Соломон. Выступая перед делегатами, она произнесла слова, которые неоднократно будут вспоминать её соратницы:

— Наша задача — улучшить условия жизни женщин, детей, семьи, и обеспечить соблюдение неотъемлемых прав всех и каждого!

В 1896 году прошёл первый за три года съезд этого молодого общественного объединения. Уже на тот момент организация включала в себя 50 отделений, а в её списках значились 3300 человек! Бессменным президентом NCJW была миссис Соломон, пока не вытребовала себе в 1905 году отставку по причине слабого здоровья — женщины не хотели её отпускать!

В начале пути Совет еврейских женщин сосредоточил свои усилия на том, чтобы через образование вернуть в лоно иудаизма тех, кто утратил связь с еврейской идентичностью, и на поддержке иммигрантов, помогая им стать на ноги. Были созданы бесплатные учебные программы, в том числе и языковые, классы для взрослых, велась диспансеризация в рамках общин. В деятельности организации большую роль играли волонтёры из высшего и среднего класса. Их усилия легли в основу создания новой профессии: социальный работник.

NCJW организовывал антивоенные демонстрации, добивался отмены детского труда, сегрегации и расовой дискриминации. В период Великой Депрессии сотрудники Совета стремились обеспечить занятость безработным членам общин и следили за соблюдением гражданских прав неимущих. Вторая мировая принесла новые заботы: спасение евреев — и прежде всего детей, — проживавших на подконтрольных нацистам территориях, а после победы над фашизмом встал вопрос о воссоединении спасённых детей с семьями.


После войны было противостояние с маккартизмом, новые решения в деле заботы о пожилых людях: бесплатное питание на дом и подходящее занятие в волонтёрских программах с целью передачи опыта и создания уз, связующих поколения. Создавались новые направления: учреждения для поддержки родителей и детей в сильно и быстро меняющемся мире, сохранение памяти о войне и Холокосте, забота о тех, кто выжил в Шоа, потеряв родичей. Прочные связи у Совета образовались с Государством Израиль. Многие программы NCJW получили своё развитие в институтах Эрец Исраэль. Например, Университет Иврита в Иерусалиме обеспечивает подготовку преподавателей для этой женской организации.


Из «свежих» программ, к которым приковано внимание общественности, можно назвать борьбу с домашним насилием, для чего задействованы психологи, раввины, адвокаты, педагоги и социальные сотрудники. Кроме того, NCJW разработало меры по обеспечению права голосования на всех уровнях выборов — от местных до президентских, — для членов общины, обладающих правом голоса.

С 1903 года сменилось более 30 президентов Совета. Сейчас его возглавляет Дана Гершон.

P.S.

Ханна Соломон не стало в 1942 году. Всю свою долгую жизнь она отдала решению социальных проблем женщин и детей. В 1955 году в честь неё назвали еврейскую начальную школу в Чикаго, а в 1995-ом внесли её имя в Национальный женский зал славы.

Похожие статьи