В российский прокат 7 сентября выходит фильм Гая Натива «Голда. Судный день».
В центре сюжета – Голда Меир – первая женщина премьер-министр Израиля в один из самых сложных и трагичных моментов истории ее страны.
В российский прокат выходит фильм Гая Натива «Голда.Судный день». В центре сюжета – Голда Меир – первая женщина премьер-министр Израиля в один из самых сложных и трагичных моментов истории ее страны, сообщает телеканал «Культура».
Действие фильма «Голда», а именно такое название у фильма в оригинале, разворачивается во время трагических событий октября 1973-го — войны Судного дня, конфликта между коалицией арабских государств и Израилем, начавшимся с внезапной атаки арабов на израильские позиции в Судный день, широко отмечаемый в иудаизме день отдыха, поста и молитвы. В центре истории – фигура Голды Меир в исполнении Хелен Миррен.
«Во время войны я был всего лишь ребенком. Моя мама укрылась со мной в убежище, а отец ушел на фронт. Какие-то подробности об этом времени стали всплывать лет десять назад, до этого все было под строжайшим запретом», – рассказал режиссёр Гай Натив (Израиль).
Оптика фильма – сверхкрупные планы. Мы не увидим масштабных битв, все они отразятся на лице Голды Меир, сухом и почти желтом. По словам режиссера, ее кожа – метафора Синайской пустыни, где разворачиваются военные действия. Этот образ особенно четко считывается на большом экране кинозала – попытка сократить дистанцию с одним из самых закрытых людей, как говорила о себе Меир.
«Он помещает камеру более близко, можно сказать, в такое интимное пространство персонажа, для того чтобы уловить все нюансы изменения характера, о чем думает человек, как он мыслит», – пояснила кинокритик Ренат Газизов.
Принципиальное решение: ни капли крови на поле боя. Война передана в звуковом отражении: переговоры солдат, совещания в кабинетах. Незаметно для окружающих, Голда сдерет кожу с пальца, укроется в ванной комнате из-за приступа кашля – вся кровь в фильме только ее.
«Для Израиля это была потеря целого поколения молодых людей. И Голда Меир нашла в себе силы взвалить этот вес на свои плечи. И она никогда не жаловалась, никогда никого не обвиняла», – комментирует актриса Хелен Миррен (Великобритания) .
Редкий случай, когда бремя власти так буквально считывается в гриме, который носила Хелен Миррен. Два с половиной часа, по признанию актрисы: «Я до конца не понимала: сама становлюсь Голдой Меир, или она становится мной». Маска героини не только формирует ее образ, но и задает манеру игры.
«Грим, который мы можем у нее увидеть, придает такую немножко, беспрекословность, может, даже визуальный стоицизм, абсолютную непреклонность не перед чем», – отметила кинокритик Ная Гусева.
Монтаж эпизода: от сигареты до сигареты, от затяжки до затяжки. Клубы табачного дыма, взрывы ракет. Привычка Голды постоянно курить непременно «Честерфилд», стала сквозным мотивом фильма, нитью связующей разрозненную историю: 19 дней из жизни 4-го премьер министра Израиля.
«Знаете, этот фильм показывает Голду человечной, эмоциональной. Человеком, вовлеченным в эти события полностью», – поделился Гай Натив.