«Думаю, что оба эти действия, то есть концентрация иранских войск на границе с Азербайджанской Республикой, приезд и начало переговоров иранской военной делегации в Баку, связаны между собой».
Об этом СТМЭГИ сказал сотрудник Института стран Азии и Африки Еврейского университета в Иерусалиме, эксперт-иранист Владимир Месамед.
По его словам, эти два события связаны с тем, что в Иране все же внимательно отслеживают обстановку в Азербайджане и на Южном Кавказе в целом.
«Они видят все подвижки, которые там происходят. Поэтому, наверное, видя то, что идет обострение ситуации в отношениях между Арменией и Азербайджаном, там считают, что наступает определенный острый период. А как мы помним, во время всех острых периодов наблюдается концентрация войск на границе.
То есть, иранцы стягивают войска к границе с Азербайджаном, полагая, что возможны военные действия, обострения обстановки. Это связано с тем, что сейчас пришедшая к власти правительство Раиси провозгласило в отличие от предшественников своим главным приоритетом отношения с соседями. Собственно, отношения с соседями для Ирана были важны, но думаю сейчас они стали более важными, поэтому наблюдается активизация политики Ирана в Ираке, хотя и раньше на это тоже обращалось внимание.
Точно также новый толчок получили отношения с Сирией, и поэтому там наблюдается активизация и израильского элемента. Концентрация войск была и во время последнего обострения, даже в последние годы несколько раз. На пороге войны 2020 года и перед тем, как была провокация в посольстве Азербайджана в Иране была тоже концентрация войск. Мне кажется, что это не должно настораживать. Это просто показывает, что иранцы серьезно следят, и они полагают, что обострение определенной напряженности между Азербайджаном и Арменией - это серьезный для них знак.
Они хотели бы это предотвратить, и именно их желание предотвратить диктует поездку в Баку делегации Минобороны. Они хотят на месте убедится в том, что происходит, и, наверное, хотели бы определенным образом сгладить ситуацию, потому что военные действия совсем не на руку Ирану. Обострение поставят по угрозу транспортный коридор, тот единственный надежный коридор, который позволяет Ирану вывозить необходимые и в том числе и военные снаряжения, и прочее, вывозить через этот коридор, поэтому мне кажется с этим и связано.
Я читал, что возможно это связано с расширением военного сотрудничества. Я так не думаю, потому что Израиль давно в общем-то прочно занял эту нишу. Иранцы пробовали в самом начале своих двухсторонних отношений развивать военное сотрудничество, но ничего серьезного из этого не получилось, и хотя сейчас номенклатура иранских товаров значительно расширилась, Иран обладает очень большими и более значительными, чем прежде возможностями, но я не думаю, что он действительно начнет будировать вопрос поставок вооружения, развития военного сотрудничества. Такого, наверное, не будет.
Потому что СВО России на Украине в значительной мере определила новые приоритеты и Ирана, и эти приоритеты связаны с еще большими антизападными настроениями в Иране. Поэтому на этом фоне развитие отношений в военной сфере, например, с Азербайджаном, который отнюдь не подвержен резким антизападным веяниям, вряд ли может считаться возможным»,- заявил В.Месамед.