|
Сергей Константинов

Маасат Моше: возрожденное чудо Танжера

Маасат Моше: возрожденное чудо Танжера
внутри синагоги Маасат Моше Фото: Pinterest

Покидая какое-либо место, диаспора оставляет о себе память и следы своего пребывания.

И то и другое может существовать веками, оживая на страницах книг, застывая в архитектурных формах. Одним из самых зримых и значимых памятников еврейской жизни являются синагоги.
В Танжере Люди Книги селились издревле, хотя и в малом количестве. Близость к утерянной Земле Обетования, сравнительно умеренные законы, порт, богатая торговля, связь с Европой, климат, биение пульса жизни — все это влекло сюда гонимых детей Израиля. Вот только Танжер так часто переходил из рук в руки власть имущих! Впервые община Танжера заметно выросла после изгнания евреев из Испании и Португалии в конце XV века.
В конце XIX века жизнь евреев Танжера текла спокойно и размеренно. Одним из видных ее общинных деятелей был потомок выходцев из Авилы Моше Нахон. Он владел банковским домом, вел дела по всему Средиземноморью — от африканского побережья до Лондона, давал ссуды и займы как торговцам зерном, так и представителям британской короны на обустройство миссии при дворе Султана Марокко. Связи реба Моше были обширны, и богатство соразмерно им. 
Он не раз выручал общину и влиянием, и деньгами в период кризисов. В должное время Нахон, не чуждый книжному знанию, решил послужить своему народу еще и тем, что построил синагогу. На местном диалекте называли ее «Маасат Моше». На той же улице, где располагался дом семьи Нахон, Рю Шейх эль Харрак, известной в народе как улица Синагог, было куплено здание, и начались внутренняя перестройка и отделка. За образец зодчие взяли убранство толедской синагоги дель Трансито, с поправкой на размеры и ограничения в  планировке. Здание располагается в  тупиковом ходе от улицы, напоминающей таким образом букву L. Входу в саму синагогу предшествует внутренний двор, отгороженный от пешеходной зоны вратами с кованой решеткой. В   верхней части две латинские буквы  — М и N, а под ними — год окончания строительства по еврейскому календарю 5638 (1878). Молитвенный зал прямоугольной формы. По верху идет галерея для женщин, ее поддерживают колонны с капителями. Вход на галерею — из внутреннего двора. Стены внутри оштукатурили, загладили до блеска, вырезали рельефные колонны, трехдольные арки, создав иллюзию большого пространства. После нанесли прихотливый орнамент, состоящий из смешения испанских и  марокканских элементов с геометрическими и растительными мотивами. Арабески выделили охряным контуром. Среди этого великолепия привлекают внимание три медальона с арабской каллиграфией.
Нижнюю треть стен выложили резными деревянными панелями. На карнизах вверху — изречения на иврите. С простого, без украшений, потолка, свисают богато орнаментированные цветами и звездами Давида масляные лампы. Их сорок. Зал светел и без светильников. В потолке есть застекленный проем, над входом — полукруглый витраж с цветами. Такие же витражи — над каждым из окон.
Деревянная бима для чтения Торы расположена с северной стороны, под балюстрадой, а не в центре. Традиция того времени не одобряла, чтобы женщины видели, как читают Свиток. И  такое положение позволяло вместить больше скамей. Ковчег синагоги, ха-ко ́деш, установлен, как и положено, у восточной стены. Он украшен изображением скрижалей завета, увенчанных короной и богато вышитой бархатной завесой-парахет…
В период расцвета общины рядом с  ковчегом и местом чтения ставили канделябры прекрасной работы — дары прихожан. При входе — ящики для цдаки. Стены галереи не расписаны, но их украшали подношения от прихожанок: гобелены ручной работы, ковры, вышивки…
В синагоге имелся небольшой класс для учебных занятий, по стенам которого шли полки с книгами. Некоторые церемонии и общие трапезы проводились во дворе.
Синагога Моше Нахона была одной из ведущих в Танжере на протяжении почти ста лет. При режиме Виши ее спасла внешняя неприметность, неброскость. Когда после создания еврейского государства и обретения независимости Королевством Марокко в стране случились погромы, вандалы туда не добрались. Король Хасан II, благоволивший к диаспоре и  разрешивший евреям эмиграцию в  Израиль, прилагал значительные усилия для сохранения еврейского наследия. В 1994 году пришедшее в упадок место собраний полностью восстановили. Маасат Моше открыта с десяти утра и  до пяти вечера. В настоящий момент это единственная доступная для посещения синагога в Танжере.

Похожие статьи