|
Виктор Балагулин

«Угроза демократии». Разведслужбы Нидерландов десятилетиями следили за выжившими в Холокосте

«Угроза демократии». Разведслужбы Нидерландов десятилетиями следили за выжившими в Холокосте

Голландские евреи, пережившие лагеря смерти и вернувшиеся в Нидерланды, в течение многих лет находились под наблюдением голландской секретной службы, поскольку их считали «экстремистами и угрозой для демократии», сообщила в субботу нидерладская газета Het Parool.

Разоблачение основано на документации из архивов BVD, предшественницы нынешней службы безопасности AIVD, к которой газета получила доступ через Национальный архив. Изучение 71 тысячи рассекреченных документов бывшей голландской службы внутренней безопасности выявило, что ведомство на постоянной основе шпионило за многими амстердамскими евреями, вернувшимися в Нидерланды после Второй мировой войны.

По данным издания, за многими пережившими Холокост следили вплоть до 1980-х годов, при этом BVD сообщало о поминальных службах (мероприятиях в память о Холокосте и поездках к мемориалам на местах бывших концлагерей за рубежом) и фиксировало присутствовавших, пишет газета.

Нидерландский комитет Освенцима, основанный в 1956 году выжившими в Холокосте, также считался экстремистской организацией и находился под наблюдением, сообщает газета. У БВД даже был «крот» внутри организации, который докладывал обо всем происходящем.

Жак Гришавер, нынешний председатель комитета Освенцима, заявил телекомпании NOS, что «опубликованные разоблачительные материалы шокируют». 

«Людей, вернувшихся из лагерей измученными и обездоленными, считали врагами государства», — сказал он, - это грандиозный скандал».

JG-e1674715506786-1024x640.jpeg

«Конечно, это были непростые времена, но когда на памятный вечер об Освенциме, где люди вспоминают свои расстрелянные семьи и скорбят по ним, приходят агенты спецслужб, это не укладывается ни в какие рамки и бросает вызов любому представлению о цивилизации. Такое нельзя оправдать даже спустя десятилетия», - говорит Гришавер. 

За амстердамскими евреями, которые десятилетиями пытались получить компенсацию,  следили везде. БВД составляло списки евреев, присутствовавших на таких встречах, и хранило памятки, в которых выживших евреев часто называли «экстремистами».

В качестве примера, приведенного газетой, BVD собрал данные о заседаниях комитета Освенцима, посвященных протестам в связи с освобождением немецкого военного преступника Вилли Лагеса, возглавлявшего нацистскую разведслужбу СД. В годы Холокоста он координировал массовые депортации евреев, всего около 70 000 человек, которые были отправлены в концлагеря в самой Германии и оккупированной Польше. Он был осужден в Нидерландах за военные преступления и в 1949 году, ему был вынесен смертный приговор, который в 1952 году заменили пожизненным заключением. Однако уже в 1966 году он был освобожден из тюрьмы «из-за слабого здоровья».

e720a608-099a-e22b-a6f6-efd8e33c9359.jpeg

Его освобождение обсуждалось в доме члена правления Освенцимского комитета в сентябре 1966 года. «Все считали это позором, потому что этот человек должен был оставаться в тюрьме до самой смерти», - рассказал BVD о встрече информатор. Кстати, после освобождения Лагес прожил в Германии еще пять лет.

Рассекреченные документы также показали, что BVD также проникли в дом бывшего председателя комитета Освенцима Аннетье Фельс-Купфершмидт. Ее муж, Ганс Полак, был арестован нацистами в 1944 году и умер в Дахау. Она пережила Освенцим и позже снова вышла замуж за бойца Сопротивления. Ребенок Фельс-Купфершмидт от первого брака, Хая Полак, родилась в 1941 году, и в плен к нацистам она не попала.

Полак, которой сейчас 82 года, отметила, что ее мать и отчим часто принимали в своем доме переживших Холокост и участников Сопротивления после войны.

«Многие члены Сопротивления и евреи со всего мира приезжали к нам в гости», - сказала она, - теперь же мысль о том, что в моем доме присутствовали агенты голландских спецслужб, вызывает у меня неприятное чувство».

Она также отметила, что «БВД особо не интересует дело нацистского преступника Лагеса, но зато хранит дело на ее мать и классифицирует ее как «экстремистку». Я считаю это ужасной несправедливостью».

AnnetjeFelsDrievanBreda24febr1972Spaarnestad.png

Из архива спецслужбы также стало известно, что другие организации в Нидерландах также сотрудничали с BVD в слежке за еврейскими гражданами, например Marechaussee - подразделения вооруженных сил, на которое возложен пограничный контроль. 

Когда выжившие в Освенциме приехали в Варшаву в 1965 году, Marechhaussee передало BVD информацию об этом, включая «список лиц, принимавших участие в праздновании освобождения концентрационного лагеря Освенцим».

В AIVD сообщили Het Parool, что эту скандальную информацию следует рассматривать в свете Холодной войны и роста в Европе коммунистических настроений в то время. А письмо BVD от 1964 года указывает на то, что BVD считало, что Коммунистическая партия Нидерландов в значительной степени влияет на политику комитета Освенцима.

«Может быть сотрудники комитета в то время и были членами КПН, но это всегда была уважаемая партия в условиях демократии», — сказал Гришавер, - и это не повод рассматривать комитет как экстремистскую организацию».

Нидерланды все еще разбираются со своим послевоенным наследием и отношением к евреям, которые вернулись домой в 1945 году,  и обнаружили, что их собственность и имущество расхищены или присвоены.  Некоторые городские советы, справедливости ради, приветствовали возвращение своих еврейских горожани возвращали имущество, и даже требовали от них уплаты налога за период нахождения в лагерях или укрывательства от нацистов. Однако около 25 муниципалитетов сами участвовали в покупке бывшей еврейской недвижимости у немцев и препятствовали последующим попыткам владельцев вернуть свою собственность.

Только 35 тысяч из 140-тысячного еврейского населения страны пережили войну. 102 тысячи из 107, депортированных в лагеря смерти, были убиты.


Теги

Похожие статьи