Фильм «Стелла. Жизнь» (Stella.Ein Leben) — это не просто еще одна картина о нацистской эпохе. Основанный на документальной биографии берлинской еврейки, доносившей на своих соплеменников в годы Холокоста, она затрагивает деликатную тему, особенно в Германии, тем более во времена роста антисемитизма.
Однако история Стеллы Гольдшлаг рассказывается не впервые, отмечает Deutsche Welle.
О ней написано несколько книг. Одноклассник Гольдшлаг, Питер Уайден, написал о ней биографическую книгу под названием «Стелла. Правдивая история одной женщины о зле, предательстве и выживании в гитлеровской Германии» (1993).
Кроме того, о ней была написана опера, поставлен моноспектакль, а теперь еще и снят художественный фильм.
Немецкий кино- и телережиссер Килиан Ридхоф сумел найти правильный баланс в изображении Стеллы Гольдшлаг, сочувствуя ей как жертве и не приукрашивая ее жестокость.
В результате получился прекрасно снятый, реалистичный рассказ о Берлине 1940-х годов с напряженным сюжетом.
Действие фильма начинается в Берлине 1940 года, где на музыкальной сцене выступает 18-летняя голубоглазая блондинка Стелла (Паула Бер) и ее джаз-бэнд. Стелла преследует мечту стать джазовой певицей.
Помимо того, что этот музыкальный жанр оказался под запретом нацистов, главным препятствием для Стеллы является то, что она еврейка.
Девушка, выросшая в ассимилированной семье, никогда не чувствовала себя еврейкой, пока нацисты не стали преследовать ее и ее родителей. По словам Питера Уайдена, это вызвало у нее отвращение к собственной вере и корням.
27 февраля 1943 года нацисты начинают масштабную облаву на оставшихся в Берлине евреев, которые к тому времени в основном занимались принудительным трудом на оборонных предприятиях. Поскольку внезапные аресты происходят в основном на рабочих местах, программа депортации получила название «Фабричная акция». В ту неделю арестовывают от восьми до одиннадцати тысяч евреев.
Стелле и ее матери едва удается спастись от облавы СС на фабрике, спрятавшись в подвале. Манфред арестован и депортирован. Все евреи, оставшиеся в Берлине, после этого становятся нелегалами.
Чтобы получить продовольственные карточки и фальшивые документы для себя и своих родителей, Стелла кооперируется с занимающимся подделкой паспортов евреем Рольфом Исааксоном (Яннис Нивёнер). Пара становится хитрым дуэтом, продающим скрывающимся евреям поддельные удостоверения личности по заоблачным ценам.
В начале июля 1943 года их обоих арестовывают. Стелла попадает в тюрьму гестапо и подвергается безжалостным пыткам. Нацисты хотят, чтобы она раскрыла местонахождение своего бывшего школьного товарища, Сёмы Шёнхауса, неуловимого подделывателя еврейских паспортов, который также снабжал Стеллу фальшивыми документами. Она не знает, где его искать.
Стелле удается бежать из тюрьмы и вернуться к родителям в арендованном ими доме, который в итоге подвергается налету гестапо. Всех троих арестовывают и отправляют в местный лагерь.
Ожидающую депортации в Освенцим Стеллу заманивают на работу в гестапо в качестве «ловца».
Поначалу это трудно. Стелла разыгрывает из себя «даму в затруднительном положении» и уговаривает своего товарища-еврея купить ей обед, а сама сообщает о нем в гестапо по телефону-автомату. Она ждет в туалете, пока не закончится арест.
Отчаявшись вычеркнуть родителей и себя из списков на депортацию, она быстро ожесточается.
Рольф снова рядом с ней, и это облегчает задачу. Они устраивают засады и арестовывают друзей и знакомых в кафе на Курфюрстендамм. Ей даже начинает нравиться «охота».
К тому же работа приносит ей деньги, стильную одежду и возможность свободно передвигаться по Берлину. Стелла и Рольф вырывают у своих жертв ценные вещи, прежде чем сдать их в полицию.
Стелла недолго сомневается в своих действиях, но продолжает сотрудничать, даже после того как ее родителей депортируют в Терезиенштадт в феврале 1944 года (а затем в Освенцим, где они были убиты).
Ридхоф наткнулся на историю Стеллы Гольдшлаг в газете более 20 лет назад. Он был потрясен и очарован «белокурым призраком», как ее еще называли.
Сценарий, написанный Ридхофом, Яном Брареном и Марком Блёбаумом, основан на многолетних глубоких исторических исследованиях, интервью со свидетелями, чтении литературы, беседах с экспертами и изучении стенограмм суда над Стеллой, проходившем в Западном Берлине в 1957 году.
Ридхоф считает, что фильм чрезвычайно актуален для нашей сегодняшней реальности. «Мы переживаем массированную атаку на демократию во всем мире и в нашей стране», — отметил режиссер в заявлении для прессы.
В Германии и во всей Европе «вновь усиливаются правоэкстремистские, антисемитские, антидемократические силы. Быстрее, чем мы думаем, мы можем оказаться в ситуации, подобной той, в которую попала Стелла Гольдшлаг».
Фильм пропускает конец войны и сразу переходит к судебному процессу над Стеллой в 1957 году, инициированному еврейской общиной Западного Берлина. Стелла отрицает все обвинения, когда свидетели, пережившие ее предательство, дают показания против нее. Она не проявляет никаких угрызений совести.
Второй суд над Стеллой в Западном Берлине проходил в то время, когда Западная Германия все еще кишела нацистами, чьи преступления оставались безнаказанными. Прошло еще шесть лет, прежде чем состоялся Франкфуртский процесс над персоналом Освенцима, проходивший с 1963 по 1965 год. Это были первые судебные процессы против нацистских преступников, проходившие по западногерманскому законодательству (для Нюрнбергского процесса 1945 года применялось международное право).
В фильме Стелла начинает свою жизнь как, казалось бы, «нормальная» молодая женщина, что делает отсутствие у нее сожаления еще более тревожным.
Пауле Бер удается изобразить многослойный персонаж: очаровательную, с жаждой жизни, уязвимую, одинокую, тревожную, самовлюбленную, манипулирующую и хитроумно использующую свою красоту.
В жизни Стеллы не было счастливого конца. Она страдала от психических расстройств и вела одинокое и изолированное существование. В 1994 году она покончила с собой.
Ридхоф хотел избежать простого суждения: кто Стелла — преступник или жертва? Вместо этого он надеется, что у зрителей останутся вопросы: смог бы я пойти на такое предательство? Как далеко я бы зашел, чтобы выжить? Смог бы я сказать «нет»?
Фильм выходит в прокат в немецкоязычных странах 25 января, а спустя несколько недель состоится международная премьера.