Евреи трубят в шофар на протяжении тысячелетий. В основном это происходило в контексте религиозного ритуала, в основном в синагоге на Рош а-Шана и в Йом Кипур. И хотя за последние годы бараний рог не раз появлялся на джазовых концертах, классические исполнители прибегают к нему крайне редко.
Валторнист Бар Цемах, израильтянин, живущий в Берлине, добавил шофар в свой исполнительский набор и собирается превратить его в полноценный классический оркестровый инструмент, сообщает Jerusalem Post.
Цемах явно намерен заявить о себе на мировой классической сцене и готов приложить все усилия, чтобы это произошло. Уже будучи известным оркестровым музыкантом и солистом-валторнистом, несколько лет назад он добавил в свой музыкальный арсенал шофар и намерен проложить ему путь в классический мейнстрим.
Между тем валторна, его первый инструмент, — один из самых сложных в освоении. «Я всерьез увлекся валторной примерно в 19-20 лет, когда играл в оркестре Берлинской государственной оперы», — объясняет Цемах.
Это позволило ему близко познакомиться с одним из величайших имен в области классической музыки. «Дирижером был Даниэль Баренбойм. Я пробыл там полтора года. Так я познакомился с Баренбоймом». Это также привело к еще одному профессиональному переезду юноши. По его словам, он вошел в состав оркестра «Западно-восточный диван», основанный Баренбоймом и выдающимся ученым-философом палестинского происхождения Эдвардом Саидом, а затем прошел прослушивание и был принят в Дюссельдорфский симфонический оркестр.
Строя успешную музыкальную карьеру, Цемах всегда находил время для игры на шофаре. «Шофар всегда оставался на втором плане, с тех пор как мне исполнилось 18 лет. Я не ожидал, что с ним все сложится так хорошо, но благодаря людям, которые меня окружают, и людям, с которыми я наладил отношения, мне удалось достичь такого уровня, что в следующем году я выступлю на премьере произведения для шофара с оркестром. В качестве солиста я буду играть с Берлинским филармоническим оркестром».
Возвысить нетрадиционный («этнический») инструмент до фактического официального признания его законного места в классической музыке — нелегкая задача и для опытного, а тем более для молодого музыканта. «Я могу сыграть на шофаре целую хроматическую партию», — утверждает Цемах.
Это был кивок в сторону странного классического музыкального предприятия, которое включает шофар, в ограниченной мелодической роли. Американский композитор еврейского происхождения Мейра Варшауэр, например, использовала шофар в некоторых своих произведениях, таких как «Ткия. Концерт для шофара, тромбона и оркестра».
Цемах, похоже, использует любую возможность, чтобы вывести шофар на сцену. Недавно он сыграл на концерте, посвященном всемирно почитаемому 87-летнему кларнетисту-клезмеру Гиоре Фейдману. Планируется записать полный альбом коротких пьес, написанных для шофара.
Но пока Цемах нацелен на более значительный проект, который должен помочь закрепить место шофара в классической музыке. В этом начинании ему активно помогает коллега-израильтянин. «Композитор концерта для шофара, который я буду играть с Берлинским филармоническим оркестром, — Амир Шпильман».
Бар происходит из музыкальной семьи с давними традициями. Его отец, Нир, — главный трубач Израильского оперного оркестра, а мать, Тали, была профессиональной флейтисткой, прежде чем обратилась к альтернативным медицинским практикам.
Но как получилось, что Цемах начал играть на валторне, одном из самых сложных академических инструментов? «На стене висел старый рожок, и мой отец снимал его и давал мне дуть в него», — вспоминает он. Ребенок с самого начала подавал надежды. «Когда мне было два года, я мог издать с помощью валторны неприличный звук», — смеется он.
Он также подавал надежды в вокале и в детстве несколько раз участвовал в реалити-шоу Music School young. «У меня было очень необычное детство. С 7 до 13 лет я больше играл на фортепиано, чем на валторне. Я играл песни со своими родителями. И мне было весело на телешоу — я был телевизионной знаменитостью. Мне очень нравилось петь», — смеется он.
Дела с валторной приняли более серьезный оборот, когда в возрасте 14 лет Цемах поступил в Высшую школу искусств имени Тельмы Йеллин в Гиватаиме. Все шло хорошо, и подросток получил стипендию от Фонда Шаретта (Американо-израильского культурного фонда), который оказывает финансовую поддержку начинающим артистам.
Судя по уже достигнутым успехам Цемаха, он с шофаром, без сомнения, проложит себе путь на самые блистательные сцены мира. И, несомненно, другие коллективы вскоре последуют примеру Берлинского филармонического оркестра. Следите за новостями.