Впервые за более чем столетие у израильских евреев нет главного раввина после того, как срок полномочий обоих закончился в понедельник на этой неделе на фоне задержек в процессе преемственности из-за роли женщин, а также предполагаемого непотизма и внутренней борьбы за власть.
Бывший главный сефардский раввин Ицхак Йосеф и его ашкеназский коллега раввин Давид Лау расстались со своими титулами после 11 лет работы.
Необычные задержки с назначением их преемников демонстрируют растущую напряженность в отношениях между подчеркнуто секулярной судебной системой и раввинским судом, а также свидетельствуют о внутренней борьбе за власть в Главном раввинате и децентралистских тенденциях в харедимном обществе.
Иегуда Авидан, гендиректор Министерства религиозных услуг при Михаэле Малкиели из партии ШАС, затронул вопрос о представительстве женщин в своей речи в прошлое воскресенье на мероприятии в Иерусалиме, посвященном проводам двух главных раввинов: «Самое серьезное нарушение, с которым мы столкнулись, — это попытки заставить раввинат назначать женщин-раввинов вопреки Галахе. Это разрушит раввинат как институт и министерство будет этому противостоять», — заявил он.
Заминка с преемственностью — результат этого предполагаемого принуждения, сообщил Times of Israel на условиях анонимности источник, осведомленный о деятельности Главного раввината. По словам источника, предполагаемое принуждение выразилось в письме, направленном в прошлом месяце Генеральной прокуратурой и предупреждающем Главный раввинат о необходимости рассмотреть вопрос о назначении женщин с титулом «раввин» в комиссию, избирающую главных раввинов, состоящую из 150 человек.
«Министерство юстиции пытается заставить Главный раввинат сказать, что женщины могут быть раввинами, — утверждает он. — Из-за этого вопроса не была созвана избирательная комиссия. А поскольку она не была созвана, главного раввина избрать невозможно».
В своем письме главным раввинам заместители генерального прокурора Кармит Юлис и Гиль Лимон отметили январское постановление Верховного суда справедливости, согласно которому женщины также могут считаться «раввинами» для целей Ассамблеи по выборам главного раввина.
Судьи постановили, что в контексте закона 1980 года, кодифицирующего процесс выборов главного раввина, термин «раввин» применяется не только к получателям этого титула от ортодоксального Главного раввината, который присваивает его только мужчинам, но и к лицам, включая женщин, обладающим знаниями Торы и Галахи, еврейского правового кодекса, сопоставимыми с мужскими.
В постановлении не содержится требования о назначении женщин раввинами в Ассамблею, а лишь говорится о том, что их кандидатуры должны быть «рассмотрены». В своем письме заместители генерального прокурора отметили отказ раввината даже рассматривать возможность назначения женщин на должность раввина. Это является нарушением судебного постановления, написали представители Министерства юстиции.
Действительно, 19 мая Совет Главного раввината, руководящий орган из 10 раввинов, который выступает в качестве высшего арбитражного органа по всем вопросам, связанным с Галахой и еврейским правом, объявил, что рассмотрение кандидатур женщин на должность раввина «запрещено, поскольку это признание утверждения о том, что женщины могут выполнять раввинские функции, что противоречит Галахе».
Согласно закону 1980 года, 80 из 150 делегатов являются раввинами: 10 — личные назначенцы главных раввинов и еще 70 — муниципальные раввины, связанные с Главным раввинатом. Среди 70 делегатов, не являющихся раввинами, — мэры, законодатели, члены кабинета министров и другие представители общественности.
Этот закон разработан таким образом, что «Главный раввинат имеет неотъемлемое раввинское большинство в избирательном собрании главных раввинов, — говорит Тани Франк, директор Центра иудаизма и государственной политики Института Шалома Хартмана, иерусалимского информационно-пропагандистского центра, занимающегося вопросами иудаизма в Израиле и Северной Америке. — Это большинство окажется под угрозой, если люди, которых раввинат не считает раввинами, получат назначения за счет людей, которых раввинат считает раввинами».
Анонимный источник сообщил, что желание сохранить раввинское большинство не играет существенной роли в споре.
По словам источника, главные раввины в ходе переговоров с Министерством юстиции согласились сократить число членов комиссии на 10 человек за счет доли раввинов, «до 140 человек, половина из которых раввины, а половина — не раввины».
В качестве альтернативы раввины согласны оставить число делегатов прежним, но переименовать категорию из 10 персональных назначенцев во что-то иное, чем «раввины», и затем назначить в эту категорию женщин, сказал источник.
«Единственное возражение — против того, чтобы женщину называть раввином», — добавил он.
Однако, по словам анонимного источника, даже среди нынешних членов комисии по выборам главного раввина, которые не являются раввинами, женщины, как правило, значительно недопредставлены. В предыдущих собраниях участвовало лишь несколько женщин. Но раввинат готов это изменить, сказал он. «Главные раввины не возражают против назначения большего числа женщин. Но раввинат не будет называть их раввинами», — сказал источник.
В своем письме заместители генерального прокурора также отметили, что в мае Верховный суд вынес отдельный судебный запрет в отношении раввината в связи с проблемами непотизма при назначении региональных раввинов, которые играют важную роль в избрании главного раввина. Давид Лау, бывший главный раввин ашкенази, был членом комитета по назначениям, который рассматривал кандидатуры двух его родственников. Другие кандидаты были связаны с Арье Дери, лидером сефардского движения ШАС, духовным лидером которого является Ицхак Йосеф, бывший главный сефардский раввин. Ссылаясь на постановление, два чиновника Министерства юстиции заявили бывшим главным раввинам, что они не должны ни участвовать в выборах сами, ни назначать делегатов от своего имени, включая 10 личных назначенцев, которых им предоставляет закон.
По словам источника, проблема непотизма не играет существенной роли. «Главные раввины готовы пропустить выборы и отказаться от 10 личных назначенцев. Дело не в этом», — сказал он. Утверждение о том, что процесс застопорился исключительно из-за представительства женщин, также «неубедительно, — сказал Франк. — Дело затягивалось на несколько месяцев», — сказал Франк о процессе передачи полномочий. Даже если в письме Генеральной прокуратуры оправдывается отсутствие комиссии по выборам главного раввина, сказал он, это не объясняет, почему раввинат даже не назначил комиссию. «Это просто удобный предлог», — сказал Франк о проблеме представительства женщин.
Истинная причина заминки, по словам Франка, заключается в том, что это политически целесообразно для ШАС, движения ультраортодоксальных сефардов и политической партии, которая, как считается, играет важную роль в процессе назначения главного сефардского раввина и на многие другие должности, связанные с раввинатом. «Есть два основных кандидата на пост главного сефардского раввина, и оба они близки к Арье Дери, самому высокопоставленному законодателю от ШАС, — сказал Франк. — Один из кандидатов — брат Дери, Иегуда, который в настоящее время находится в больнице из-за серьезного недуга. Другой кандидат — Давид Йосеф, брат бывшего главного сефардского раввина Ицхака Йосефа. Я не уверен, что Арье Дери горит желанием выступать в качестве арбитра. Для него гораздо лучше подождать, пока ситуация не прояснится. Я думаю, это то, что мы видим». Главные раввины избираются сроком на 10 лет. В прошлом году Кнессет продлил на один год сроки полномочий Йосефа и Лау, чтобы предвыборная гонка не повлияла на муниципальные выборы. Министр религиозных услуг и член партии ШАС Михаэль Малкиели настаивал на переносе выборов. Затем муниципальные выборы также были отложены и состоялись в феврале из-за войны с ХАМАСом.
Задержка с выборами главных раввинов одновременно парализует раввинат и подрывает и без того ослабевающее доверие общественности к нему из-за политики мелочных интриг, сказал раввин Сет Фарбер, основатель ITIM, неправительственной иерусалимской правозащитной группы, выступающей за реформирование религиозной бюрократии Израиля. «Это позорное пятно на еврейском аспекте государства Израиль», — сказал Фарбер в интервью Times of Israel, имея в виду как задержку, так и предполагаемый непотизм. В недавнем опросе Израильского института демократии, в котором приняли участие более 600 респондентов-евреев, 54% заявили, что не признают Главный раввинат религиозным или духовным авторитетом и не придают особого значения личности главных раввинов.
По мнению Франка из Института Хартмана, политические интриги вокруг назначения главного раввина являются частью более широкого процесса децентрализации власти в сообществе харедим. «Есть много кандидатов, но нет таких выдающихся, как Овадия Йосеф, например», — сказал Франк. Основатель ШАС и один из самых уважаемых галахических авторитетов 20-го века, Овадия Йосеф скончался в 2013 году, не оставив преемника, способного внушить такое же почтение. Фрэнк отметил, что в отсутствие таких гигантов кумовство и мелочные интриги отталкивают многих израильтян, включая харедим, от Главного раввината и подрывают его влияние. «Но это не значит, что раввины пользуются меньшим авторитетом в кругах харедим. Это означает лишь, что власть менее централизована и более разобщена», — сказал он. Это может быть плохой новостью для раввината, добавил он, но в долгосрочной перспективе «это действительно может привести к большей открытости, по крайней мере, в некоторых общинах».