|
Сергей Константинов

Гиборим Исраэль — Герои Израиля

Гиборим Исраэль — Герои Израиля

Современный Израиль создавался во враждебном окружении. Он отстоял своё право на жизнь с оружием в руках. В стране, воюющей с момента основания, где каждый так или иначе связан с армией, не принято хвастать наградами. Лишь в День Независимости орденские планки и наградные знаки украшают мундиры ветеранов. Да и удостоится отличия не просто: награды вручают тем, кто проявил отвагу и мужество непосредственно на поле боя, без страха взглянул в лицо и врагу, и самой смерти! Обычно награды вручают рядовым или младшим командирам. Генералов в Эрец Исраэль к наградам представлять не принято...

Первый премьер-министр возрождённого Еврейского Государства, Давид Бен-Гурион, был принципиальным противником введения воинских наград.

В стране, где массовый героизм стал нормой жизни, — говорил он своим подчинённым, — выделение кого-либо персональной наградой будет несправедливостью по отношению к его боевым товарищам, также исполнившим свой воинский долг!

Для отличившихся в бою утвердили специальную церемонию: «цалаш», «знак отличия».

Перед строем зачитывался приказ по воинской части с указанием доблестного поступка. А материальным воплощением становилась почётная грамота, которую командир вручал в тождественной обстановке.

Далеко не всем «силовикам» нравился такой подход. В ноябре 1948 года министр полиции во временном правительстве Еврейского Государства Бехор-Шалом Шитрит обратился в секретариат с запросом по поводу учреждения наградных знаков. Через три недели он получил ответ от премьер-министра, в котором тот советовал не поднимать вопрос до созыва учредительного собрания, так как введение наград не входит в компетенцию временного правительства.

И лишь однажды при Бен-Гурионе этот порядок был нарушен.

Главные раввины Эрец Исраэль внесли неожиданное предложение: пусть в годовщину принятия присяги Армии обороны Израиля будут вручены 12 «знаков Героизма» с присвоением звания «Гибор Исраэль» («Герой Израиля»).

И, конечно же, число лиц, представленных к награждению, было выбрано не случайно! 12 — символ числа колен Израилевых.

Название награды выбрали сходное с высшей наградой СССР — Герой Советского Союза. Наградной знак представлял собой алую ленту, натянутую на планку с национальным символом — Менорой, выполненной в золоте. Позднее к планке собирались добавить медаль.

При подготовке церемонии установили порядок, ставший обязательным при вручении наград семьям погибших: приглашались дети старше 10 лет, жены, родители, остальные родственники.

17 июля 1949 года, 75 лет назад, состоялась торжественная церемония в честь годовщины ЦАХАЛа. В присутствии премьер-министра и министра обороны Давида Бен-Гуриона, начальника Генерального штаба Яакова Дори, министров, членов Кнессета, старших офицеров армии и иностранных дипломатов президент Израиля Хаим Вейцман вручил 12 планок и почётных грамот. Восемь получали награду лично, а за четверых погибших её приняли родственники.

Вот имена героев: рядовые Яир Рахели, Эммануэль Ландау, Авраам Авигдоров, Ицхар Армони, Цви Зибель, Бен-Цион Лайтнер, Симан-Тов Гане, сержанты Эмиль Бриг, Рон Феллер и Арье Ацмони, лейтенант Зерубавель Горовиц и капитан Йохай Бин-Нун. Они уничтожали вражеские позиции, захватывали технику, взрывали танки и мосты, подавляли пулемётные гнёзда, доставляли грузы под плотным огнём и прикрывали отход товарищей и эвакуацию раненых.

Эммануэль Ландау, Зерубавель Горовиц, Цви Зибель и Ицхак Армони были награждены посмертно.

После этой церемонии работу над положением о награде продолжили, но так и не довели до конца. Больше никто не был удостоен звания Героя Израиля. А в 1970 году звание окончательно было заменено медалью «За героизм». 

По данным Википедии, Рон Феллер и Яир Рахели — лишь двое Героев Израиля, живущих и поныне. Пожелаем же им традиционное еврейское «До ста двадцати»! 

P.S.

Все Герои Израиля также получили новую медаль — «За Героизм». 

Планка Героя Израиля — единственная награда, разрешённая к ношению на гражданской одежде. 

Героям Израиля обязаны отдавать воинское приветствие все военнослужащие, независимо от звания.

Не обходилось без недоразумений. В начале 70-х Арье Ацмони служил в должности строевого старшины одной из артиллерийских баз, куда прибыл генерал Рехавам Зеэви. Отсалютовали все, кроме Ацмони. Генерал уже готов был устроить разнос, но, заметив алую ленту на груди старшины, вытянулся во фрунт и отдал Герою честь.

Похожие статьи