|
Сергей Константинов

Синагога папских евреев Прованса

Синагога папских евреев Прованса
в зале синагоги Карпантра Фото: jta.org

Из всех сохранившихся в бурных перипетиях французской истории синагог старейшим считается молельный дом в Карпантра, что в Провансе.

Еврейские общины в долине Роны появились после Иудейских войн и поражения Бар-Кохбы. К первому тысячелетию евреи жили во многих землях, составивших впоследствии Францию. Были у общин лучшие и худшие времена: евреев приглашали селиться, давали привилегии. Оживала торговля, хозяйство, ремесла. Правитель менялся  — евреев изгоняли, предварительно обобрав до нитки. Так поступил в 1306 году король Филипп Красивый, обкатав на своих подданных иудейской веры методы изъятия накопленного, перед тем как направить алчный взор на тамплиеров. Однако были территории, неподвластные королю и его присным. Некоторые земли не принадлежали короне, а находились под омофором папской тиары. На них издревле разрешалось селиться исповедовавшим иудаизм. Таким убежищем стал для евреев Прованса город Карпантра, столица папских владений во Франции. Город был основан еще до завоевания Галлии римлянами. В это поселение добирались финикийские и еврейские купцы со своими товарами.

После долгих переговоров, интриг и подкупа курии удалось закрепить за собой право собственности на Карпантра и обширные окрестности. Евреи вернулись в город после 1343 года благодаря папе Клименту VI. Они стали жить на папской территории по особым законам и звались по-особому — «жюфис-дю-пап», папские иудеи. 

Им потребовалась синагога, и молельный дом был открыт 680 лет назад, в 1344 году: община арендовала у местного нотариуса здание. Тогда же епископ Карпантра дал разрешение на строительство молельного дома. Дал не бесплатно — евреи обязались поставлять ему ежегодно шесть фунтов специй (пряности, перец) или их эквивалент в золоте. Община скопила средства, приобрела дом рядом с собственностью законника и в 1367 году успешно завершила работы — как-раз ко времени окончания аренды. Епископ даже закрыл глаза на то, что новая синагога была выше прежней — это запрещалось строжайше!

Carpentras-Synagogue-Collage2-a.jpg

Здание не имело украшений снаружи, дабы не привлекать излишнего внимания. Молельный зал 14 на 8 метров занимал весь первый этаж. Высокие и узкие застекленные окна давали достаточно света. По второму этажу шла галерея, а в подвале устроили микву, пекарню и молитвенную комнату для женщин. Через особое отверстие прихожанки могли слушать чтения и проповеди, соблюдая все строгости и приличия. Синагога украшалась постепенно: резные панели, скамьи, бима... Вот только мало что сохранилось с тех далеких времен из-за бунтов, войн. И погром был в XVI веке, когда папа из Авиньона вернулся в Рим. Уцелела едва ли половина из девяноста семейств. Община выстояла, пережила королей Валуа, смуты, гугенотские войны, реформы Ришелье… Синагогу даже подновили при Короле-Солнце. Настоящая реновация пришлась на правление следующего короля и длилась пять лет! Ее поручили архитектору д’Алеманду, уже украсившему Карпантра ратушей и акведуком. Фасад остался прежним — скромным и  неприметным. Синагогу надстроили и расширили. Добавили широкую лестницу, ведущую в главный зал. Появились украшения из мрамора, кованого железа и дерева в стиле рококо. Кобальтовый свод молельного зала украсили эмалью золотых звезд, напоминая о четвертом дне Творения. Освещение давали свисавшие с потолка богато украшенные бронзовые шандельеры. Стены цвета морской воды, искусная резьба на деревянных панелях и обрамлениях поражали впервые посетивших синагогу. Декоративные рамы были покрыты позолотой. Раввин обращался к общине с кафедры, куда вели две ажурные лестницы из металла. На кафедру к раввину в особых случаях приглашали уважаемых членов общины и почетных гостей.
Декоративные колонны были увиты орнаментами из цветов Прованса. В особой нише рядом с ковчегом, на возвышении помещалось небольшое кресло с обивкой из пурпурного бархата — «стул для пророка Элияху».

Именно такой вид синагоги Карпантра воссоздали при последней реставрации здания, признанного историческим наследием Французской Республики. Ведь на долю синагоги пришлось множество треволнений. Французская революция пресекла попытки церкви снести «незаконную» надстройку и сделала из нее клуб кровожадных якобинцев. Великая война пощадила синагогу, зато во Вторую мировую местные поклонники нацистов разграбили здание, и почти вся община оказалась в лагерях смерти.

Но все проходит. Канули в небытие нацистские бонзы, а в синагоге Карпантра все так же собирается миньян, и в середине лета она становится сердцем фестиваля еврейской музыки. И  все так же проводят обрезания рядом со «стулом Элияху» — вдруг покровитель детей захочет почтить обряд своим присутствием?

Похожие статьи