Внешних стен не видно, они за пределами раскопа, зато четко определяются основания внутренних перегородок.
В Калининграде продолжаются археологические работы на территории Старого еврейского кладбища Кенигсберга, где мэрия параллельно занимается обустройством и расширением автопарковки. Очередной раскоп принес… ну, сенсацию не сенсацию, но не лишенную любопытства находку. Можно даже сказать, ожидаемую, ведь сотрудники предприятия «Балтспецархеология» действуют не вслепую, а сверяясь с довоенными картами города.
Так вот, практически на всех этих схемах начиная с первой четверти XVIII века (когда некрополь, собственно, и был обустроен) значится дом кладбищенского смотрителя. В современных ориентирах он располагался практически вплотную к проезжей части улицы Черняховского. И по ходу раскопок археологи оказались точно внутри этого строения.
- Внешних стен не видно, они за пределами раскопа, - объясняет Данила Котов. – Зато четко определяются основания внутренних перегородок, опирающиеся на массивные булыжники. Полы в этом помещении были вымощены кирпичом.
Само по себе здание было не очень большим, вероятно в значительной части или вообще полностью фахверковым. Фахверком (от немецких слов Fach – «ящик, секция, панель» и Werk – «работа»), как известно, называлась типичная для крестьянской (да и городской) архитектуры многих стран Центральной и Северной Европы конструкция из горизонтальных и вертикальных деревянных брусьев и раскосов с заполнением промежутков камнем, кирпичом, глиной и другими материалами. Между прочим, другое название фахверка – «прусская стена».
Увы, Вторую мировую живописный домик с пристроенным к нему, судя по всему, хозяйственным помещением не пережил. Сначала он выгорел после зверской бомбардировки Кенигсберга английской авиацией в августе 1944-го. Затем в апреле следующего года получил новые повреждения при штурме города советскими войсками. А окончательно был срыт вместе с кладбищем уже после войны.
Источник: Комсомольская правда в Калининграде