В Еврейском музее и Центре толерантности в Москве 10 сентября открылась выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», посвященная истории выезда поэта за границу, его жизни в Америке и путешествиям в Европу.
Экспозиция впервые подробно рассказывает о реальных маршрутах Бродского-эмигранта с 1972 г. до конца жизни и его перемещениям в поэтических пространствах. Экспозиция начинается с пространства, воссоздающего ленинградский родительский дом («полторы комнаты» по определению поэта) в коммунальной квартире на ул. Пестеля. Шесть разделов посвящены дню отъезда из СССР и странам, где жил или бывал поэт впоследствии: США, Великобритании, Швеции и Италии, где следующее место становится «не хуже любого». На открытии выставки присутствовал искусствовед, друг поэта и свидетель его отъезда из СССР Михаил Исаевич Мильчик, написавший о Бродском три книги, проиллюстрированные собственными фотографиями. На выставке представлено более 200 экспонатов, среди которых мемориальные предметы, связанные с жизнью и творчеством Бродского, а также живописные и графические произведения из крупнейших государственных музеев: ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея «Царскосельская коллекция», а также из частных собраний. Генеральный партнер проекта — Сбер.
Отмечает генеральный директор Еврейского музея и Центра толерантности Александр Борода: «Создавать выставку о поэте — непростая задача. Наследие литератора хранится в текстах, а это совсем не музейный материал. Тем не менее у нас получилась очень личная выставка о человеке, который провел многие годы в эмиграции, менял страны, отчаянно искал ощущение утраченного дома и продолжал творить. Наша экспозиция становится своеобразным анализом жизненного пути Иосифа Бродского — не только через концепцию залов, но и через повторяющиеся визуальные элементы. Тепло и уют дома сменяются холодным пространством аэропорта, чувством одиночества и растерянности. В этом контексте создавались гениальные произведения поэта и протекала его жизнь. У посетителей есть возможность услышать запись голоса Бродского, увидеть его на экране, изучить его биографию. Экспозиция выступает в роли визуальной интерпретации художественного мира поэта».
Исполнительный директор Еврейского музея Кристина Краснянская: «Гениальность Иосифа Бродского состоит в том, что дело, составлявшее смысл его жизни, его стихи — сложные, философские, глубокие — актуальны и интересны для современного читателя. Меняются поколения, ценности, вкусы, развиваются технологии, мир опутан социальными сетями, но Бродского продолжают читать и цитировать. Его произведения -вне времени. Цель этой выставки — создать не только биографическое, но и эмоциональное повествование. Чтобы рассказать о тонком внутреннем мире поэта, мы отталкивались от его предпочтений в искусстве: какие ему нравились художники, какие произведения упоминаются в его текстах, с кем он был знаком или хотел бы познакомиться.
Макет “полутора комнат”, представленный в начале экспозиции, очень точно отражает как эстетику легендарной квартиры в доме Мурузи, так и эпоху в целом. Главным якорем поэта, где бы он не оказался, является рабочий стол, кочующий из страны в страну с неизменными и любимыми атрибутами: фотографиями родителей и любимой женщины, сувенирами из Китая, привезенными отцом, пишущей машинкой. Точкой отсчета, открывающей экспозицию, становится зал аэропорта “Пулково”, откуда Бродский навсегда уезжает из страны. Позже Бродский скажет, что “путешественник видит разные страны, а изгнанник только одну — неродину”».
Куратор выставки и петербургского музея «Полторы комнаты» Юлия Сенина: «Когда мы с коллегами четыре года назад в Петербурге открывали музей “Полторы комнаты”, мы не ожидали, что Иосиф Бродский и контекст неподцензурной литературы Ленинграда вызовет такой интерес. Спустя четыре года для меня большая честь открывать самую масштабную выставку, посвященную Иосифу Бродскому, в Еврейском музее и Центре толерантности. Отправная точка экспозиции — вынужденный отъезд поэта в эмиграцию 4 июня 1972 года из места, “куда нет возврата” — из Ленинграда. В этот день Михаил Исаевич Мильчик сфотографировал Бродского и интерьеры полутора комнат, макет которых был сделан для выставки художницей Аллой Николаевой. Вместе с куратором Марией Гадас, архитекторами выставки Надеждой Корбут и Кириллом Ассом мы хотели показать реальные и воображаемые перемещения Бродского. Для этого была разработана концепция универсального пространства, которое есть в любой стране, в любом городе: рабочего места, писательского кабинета. Для Бродского идеалом такого пространства стали те самые полторы комнаты: в какие бы шикарные гостиницы его ни
селили, в каких бы палаццо у друзей в Венеции он бы ни останавливался, для работы он всегда выбирал самое тесное помещение, напоминавшее квартиру на улице Пестеля. И мы воссоздали четыре условных кабинета в главных локусах его заграничного существования: в Англии, Америке, Швеции и Италии (Венеции), в которой он был 17 раз и в которой был перезахоронен летом 1997 года. Надеюсь, что, если бы Бродский узнал, какие произведения Лоррена, Рембрандта и других художников мы показываем на посвященной ему выставке, он остался бы доволен нашим выбором».
Специально для посетителей выставки Sber Metaverse Tech совместно со Сбермаркетинг Event Lab создали уникальный иммерсивный опыт, основанный на технологиях дополненной реальности (AR), который поможет узнать больше о жизни и творчестве поэта. Гостей выставки ожидают увлекательные интерактивы. В AR-программе — литературная дуэль с искусственным интеллектом, беседы с котом поэта, путешествие по Англии, гадание на книгах и даже фото с самим Бродским. Выставка продлится до 12 января 2025 года.