Среди артефактов – основание стены некрополя, фудамент культового сооружения и памятник с немецкой надписью
Археологические работы (ведущиеся параллельно со строительными) на территории Старого еврейского кладбища Кенигсберга потихоньку близятся к своему завершению. Тем не менее, благодатные недра древнего города продолжают радовать специалистов находками – пусть и не имеющими особой научной ценности, зато довольно любопытными в познавательном плане.
Пятница, 13 сентября, принесла сотрудникам предприятия «Балтспецархеология» очередные артефакты в виде, во-первых, продолжения основания кладбищенской стены из крупных валунов, скрепленных между собой цементным (или известковым) раствором. Ориентируясь по направлению этого фундамента, ограда шла не строго параллельно нынешней улице Черняховского, а чуть наискосок, выходя на нее углом в районе дома 40.
Кроме того, вплотную к стене обнаружился еще один фундамент – судя по его полукруглой форме, возможно, какой-то иудейской молельни вроде христианской часовни (других зданий непосредственно на кладбище, по идее, быть не должно). Если после того как рабочие вскроют расположенную рядом асфальтовую площадку, проявится продолжение этого строения, гипотеза окончательно подтвердится.
До сих пор на всех попадавшихся в раскопах надгробиях надписи были исключительно на иврите.
Но в процессе рытья траншеи ковш экскаватора зацепил каменную стелу. Когда ее извлекли на поверхность, оказалось, что эпитафия на этой стеле высечена на немецком языке. Насколько можно было понять, родители не пожалели денег на мраморный памятник возлюбленному сыну Рудольфу. Фамилию парня разобрать пока не удалось – стела сильно повреждена, по всей видимости, металлическим тросом, с помощью которого ее «демонтировали» вскоре после войны. Но судя по датам (год рождения – 1853-й, год смерти – 1874-й), умер он совсем еще молодым.
Источник: Комсомольская правда