После длительной кампании, проведенной голландской еврейской общиной и Государством Израиль, министр Нидерландов заявил, что политика реституции — это «не просто вопрос справедливости, это вопрос гуманности».
Спустя годы обсуждений, размышлений и заседаний комитетов правительство Нидерландов приняло решение вернуть тысячи произведений искусства, которые были разграблены нацистами у евреев перед их депортацией в лагеря смерти, такие как Освенцим.
Около 3000 предметов искусства, некоторые из которых являются очень редкими, были распределены по складам, которые не вывозились со времен Второй мировой войны, а остальные экспонируются в музеях.
Министр культуры, образования и науки Нидерландов Эппо Бруинс на прошлой неделе провел первую в своем роде конференцию, посвященную деликатным вопросам возврата произведений искусства их владельцам.
Как вы проверяете, кому принадлежат произведения искусства? Как вы преодолеваете барьеры устаревания и конфиденциальности? Кому именно они возвращают произведения искусства, и что мы делаем с произведениями искусства, владельцы которых были убиты, и в семье не осталось ни одного человека, который мог бы на них претендовать? Это лишь краткий перечень вопросов, которым было посвящено мероприятие.
«Политика реституции — это не просто справедливость, это гуманность. Как будто справедливость и гуманность можно разделить!» — заявил Брюинз.
На конференцию также были приглашены посол Израиля в Нидерландах Моди Эфраим и посланник МИД по вопросам реституции еврейской собственности Йоси Леви.
Леви похвалил голландское правительство за его активное сотрудничество с еврейской общиной и за инициативу по возвращению работ в руки евреев. «Лучше поздно, чем никогда. Эта важная встреча должна стать примером для других европейских стран, которые еще не предприняли этот смелый шаг», — заявил Леви.
Решение о реституции было принято несколько лет назад под давлением Израиля и усилиями местной еврейской общины, а также международных еврейских организаций. И вот голландские власти объявили о начале фазы реализации.
«Это прорыв после многих лет борьбы за судьбу великого еврейского искусства при важном сотрудничестве с голландским правительством и еврейской общиной», — отметил посол Израиля в Нидерландах.