Михаил Анатольевич Членов (1940–2024), совсем недавно покинувший этот мир, оставил солидный, важный и добрый след в истории.
Этнограф, востоковед и общественный деятель, один из первых преподавателей иврита и неформальный лидер иудаики в СССР. Кандидат исторических наук, профессор, бывший декан филологического факультета Государственной классической академии имени Маймонида в Москве. Член президиума Всемирной сионистской организации и член совета директоров Еврейского агентства «Сохнут», почетный вице-президент Всемирного еврейского конгресса. Участник и руководитель этнографических экспедиций в Арктике, Сибири, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и на Кавказе. В 1971–1990 годах работал на Чукотке. Автор множества статей по истории, социальной организации и культуре азиатских эскимосов, один из руководителей магистерской программы в РГУ им. Косыгина по изучению языка джуури и культуры горских евреев, к которой он относился с большим интересом и уважением.
Наш герой — выдающаяся личность, большой ученый в нескольких областях гуманитарных наук, бесстрашный организатор еврейского национального движения на закате эпохи Советского Союза, успешный руководитель ряда еврейских организаций постсоветской России.
Воспоминания его далекого детства, пришедшегося на тяжелое военное и послевоенное время, — аэростаты в Москве, буржуйка в квартире, корыто для купания, а также один яркий случай из победного мая 1945 года — Парад Победы, точнее, салют на Сокольнической площади: «Помню площадь, общую радость и начало салюта. Хотя я, в силу возраста, еще не особо понимал, что такое конец войны. У меня также сохранились самые замечательные воспоминания о школьных годах — и об учителях, и о моих одноклассниках. Не только школа, но вообще весь центр Москвы были многонациональными. Русские, евреи и татары образовывали основное население внутри Садового кольца. Татары в массе своей жили в подвальных помещениях, евреи—обычно на первых-вторых этажах, а русские и прочие этносы — этажами выше. В моем классе все эти этнические группы были представлены почти в равной пропорции».
На еврейскую Пасху мальчика отправляли в синагогу, за мацой. Он должен был прийти в еврейский молельный дом и произнести: «Маца фор Членов» («Маца для Членова»). «Обычно мои ровесники-евреи вспоминают, что, когда родители хотели что‑нибудь от них скрыть, они переходили на идиш. Со мной этот номер не прошел, потому что я вернулся из Германии, а идиш — это германский язык. Поэтому если идиш и звучал — бабушка по телефону иногда обменивалась с сестрами какими‑то фразами, — то я практически все понимал. То есть у меня в семье не было языка, на котором можно было бы от меня что‑то скрыть».
Где‑то в начале 70‑х годов Михаил Анатольевич серьезно увлекся сионистским движением, выучил и одним из первых начал преподавать иврит, увы, став затем невыездным. Известно, что движущей силой сионистского движения являлось сообщество отказников, то есть евреев, которые решили покинуть Советский Союз, эмигрировать в Израиль, но получили отказ, а вместе с ним— множество проблем социального характера, оставаясь в стране исхода. Перед желающими уехать на Святую Землю, по словам Михаила Анатольевича, остро стояла проблема с освоением языка, ведь никто из будущих репатриантов иврита тогда не знал. Не было ни учебников, ни школ, а сам иврит в СССР находился фактически под запретом. Вскоре в те годы возникла система частного преподавания этого древнего, красивого языка, начали появляться разные преподаватели из числа отказников, самодельные методические пособия, люди собирались группами на квартирах. Все эти драматические события, которые сегодня вспоминаются всеми участниками минувшей эпохи даже с какой‑то особой иронией и ностальгией,—тоже большая, значимая страница насыщенной жизни нашего героя.
Вообще, он относился к той удивительной категории людей, кого знали, любили и уважали все, у него не было врагов, недоброжелателей. Простой, открытый, харизматичный, чуткий и неравнодушный к чужой боли, душа любой компании, весельчак с прекрасным чувством юмора и в то же время — блестящий интеллектуал, человек–энциклопедия, обладавший колоссальными знаниями в самых разных сферах жизни. Для многих Членов-старший был хорошим, верным другом, советчиком и мудрым наставником. Наверное, поэтому поток восторженных, теплых публикаций о нем в СМИ не прекращается до сих пор.
Есть что вспомнить о Михаиле Анатольевиче и горским евреям. Для них почетно и весьма приятно, что в последние годы жизни ученый оказался плотно связан и с горско-еврейской культурой.
Новость об открытии летом 2021 года магистерской программы в РГУ им. Косыгина по изучению языка джуури и обычаев джууро была воспринята горскими евреями с небывалым воодушевлением и энтузиазмом. Одним из руководителей программы стал Михаил Членов. Таким образом, язык евреев Кавказа, литература и культура горских евреев впервые в истории стали предметом изучения в государственном вузе России.
Сложно перечислить все заслуги Михаила Анатольевича — это тема отдельной статьи. Но человек жив, пока о нем помнят. Сегодня его дело достойно продолжает сын — Матвей Членов. Михаил Анатольевич оставил после себя 14 потомков. У него трое детей, пять внуков и шесть правнуков.
Уход Михаила Анатольевича Членова — огромная, невосполнимая потеря для его семьи, друзей, коллег, соратников, для еврейского мира и науки в целом. Нам будет очень его не хватать, и никто не в силах его заменить. Свет‑ лая память…
***
Нас покинула поистине легендарная личность, стоявшая у истоков возрождения еврейской жизни в бывшем СССР и России. На 84-м году жизни от нас ушел Михаил Анатольевич Членов. Покойный был не только ярким и харизматичным общественным деятелем, возрождавшим буквально с нуля еврейскую общину на постсоветском пространстве, но и талантливым ученым-этнографом, чьи научные интересы отличались невероятной широтой. Он исследовал население Молуккских островов, Чукотки и Камчатки, различных еврейских общин. Так, под его редакцией в 1999 году была опубликована коллективная монография «Горские евреи. История, этнография, культура», являющаяся первым столь детальным и энциклопедичным этнографическим описанием горско-еврейского этноса не только на русском языке, но и в мировой литературе. Его вклад в изучение и сохранение культурного наследия горских евреев, а также многолетняя поддержка и дружба с нашей общиной в качестве генерального секретаря Евроазиатского Еврейского конгресса и вице-президента Федеральной еврейской-национальной-культурной автономии навсегда останутся в нашей памяти и в наших сердцах.
Мы будем помнить Михаила Анатольевича как выдающегося ученого и гражданина, делом всей жизни которого являлось не только изучение прошлого и настоящего еврейского народа, но и строительство его будущего. Выражаю глубокие соболезнования семье и близким покойного. Пусть его научные достижения, общественная деятельность и выдающиеся личные качества будут вечно храниться в наших сердцах.
Барух даян а-эмет!
Президент Благотворительного фонда СТМЭГИ
Герман ЗАХАРЬЯЕВ