1947 год. В Окружном Доме Офицеров Куйбышева идёт шахматный турнир. И как не быть турниру, когда Родина эвакуировала в этот город во время Великой Отечественной войны цвет шахматной мысли СССР! Далеко не все мастера спешили покинуть обжитое за 4 года место.
Среди тех, кто демонстрировал партии на больших досках, выделялся щуплый мальчик с длинным, любопытным носом и острыми глазками. Симпатичный, шустрый, похожий на Буратино, он сновал по сцене, перемещал фигуры, успевая постоять у столов шахматистов: у одних вздыхал, у других радостно хмыкал. В турнире участвовали знаменитости: Аронин, Нежметдинов, Новотельнов...
Мальчика звали Лёвой, и он был старостой шахматно-шашечного кружка мужская школа № 6. Ни один из гроссмейстеров, что мерялись силами в тот вечер, даже не предполагал, что всего через десяток лет они с опаской будут ждать встречи с обладателем острых глаз и любопытного носа, который с таким внимание слушал их разборы партий.
Лев Абрамович Полугаевский родился 90 лет назад, 20 ноября 1934 года в Могилёве. (Прямо по неказистой присказке — «Лёва из Могилёва»). Прожил мальчик в Могилёве неполных семь лет. Город, который чуть не стал столицей Белорусской ССР, не смогли удержать в июле 1941 года. Всех гражданских спешно грузили в эвакуационный эшелон. Бегство от надвигающихся орд гитлеровцев было страшным. Поезд прицельно бомбили. В дороге отстали отец и одна из сестёр. Семья Полугаевских воссоединилась лишь в Куйбышеве.
Рухнувший в одночасье привычный и уютный ребячий мир смогли возродить деревянные фигурки на клетчатой доске. Древняя игра с её строгими правилами и математической выверенностью действий, не лишённая, однако, вдохновения, возвратила Лёве ощущение надёжности и защищённости: ведь на шахматном поле он — главнокомандующий! Мальчик стал ходить в шахматный кружок. Учился понимать значение дебютов, защиты, жертвы. Лёва физически был слабоват даже по меркам военного времени, и, к тому же, тихоня-отличник. Завоевать уважение у школьной вольницы он смог, став отменным шахматистом — для своего возраста. А как Лев радовался, когда отец вручил ему подарок за успешное окончание учебного года: набор шахмат!
Шахматы являли собой особую вселенную, в которую юный игрок погружался буквально с головой. Как-то ему удалось раздобыть на день запись редкой партии 1936 года: Ботвинник-Лилленталь. Лёва решил разыграть её перед школой. Месяц май, погода прекрасная. Мальчишка залез в густые кусты, устроился на полянке и приступил к разбору ходов. Он так увлёкся, что забыл обо всём на свете. Уроки давно закончились, и лишь тогда из кущ появился Лев. Он выучил партию наизусть, разобрал возможные варианты, выявил ошибки и недочёты. Он шёл домой, не думая о возможном разносе за прогул, и, как стихи, бормотал под нос ходы: пешка d2-f4, черные d7-d5...
Когда в 1948 году Михаил Ботвинник стал первым чемпионом мира из Страны Советов, на его имя пришла из Куйбышева телеграмма, опубликованная в «Пионерской правде»:
«Узнав, что Вы — чемпион, мы так обрадовались, что некоторые закричали 'Ура!' Недавно у нас в городе проходил шахматный турнир школьников. Может быть, и нам когда-нибудь придется встретиться с Вами за шахматной доской. Вы не обижайтесь, что мы, может быть, когда-нибудь победим Вас. А пока поздравляю Вас от имени всех наших пионеров-шахматистов. Лева Полугаевский».
Чтобы играть с бо́льшим числом противников, Лев участвует в турнирах по переписке, проводимых журналом «Шахматы в СССР», и становится победителем одного из них, выиграв 14 партий из 18, а в остальных добившись ничьей!
С седьмого класса Полугаевский взял за правило вести шахматный дневник, в котором отмечал свои ошибки, удачные находки, смену настроя, старался докопаться до причин эмоциональных взлётов и падений:
«Совершенно не готов к турниру. Слаб в теории, не мог психологически правильно выбрать дебют. Плохая физподготовка. Отсутствие отдыха привело к нервному срыву. Надо соблюдать режим и вовремя ложиться спать»!
В 1952 году школа осталась позади, и свои двери распахнул Куйбышевский индустриальный институт. В институте совмещать учёбу и шахматы оказалось не просто: хочешь на турнир — сдай экзамены досрочно. Лишь один раз студент Полугаевский пропустил соревнования: защитил диплом с отличием!
Мастерство и уверенность Льва росли постепенно: он перестал испытывать неуверенность, ранее так некстати охватывавшую всё его существо рядом с маститыми шахматистами. Он уже успел поиграть со всеми знаменитостями, и многим не поздоровилось от внезапных комбинаций и непредсказуемых решений новичка из Куйбышева.
В 1961-ом Полугаевский — чемпион РСФСР по шахматам и серебряный призёр 29-го чемпионата СССР, а звание международного гроссмейстера он заслужил в следующем году. Пять лет спустя в отчаянной схватке умов Лев поделит первое место чемпиона СССР с Михаилом Талем.
Для стиля Полугаевского были характерны богатая дебютная эрудиция, умение захватить инициативу и развивать ее, точное использование промахов соперника.
В составе сборной СССР он принимал участие в 7 шахматных олимпиадах и командных чемпионатах мира и Европы. Полугаевский играл за сборную СССР в «матче века» 1970 года и в матче со сборной избранных шахматистов мира (1984 год). Только список городов, где проходили турниры с его участием займёт не одну страницу: Лондон, Белград, Пальма-де-Мальорка, Петрополис, Манила, Рига, Толука, Биль, Загреб...
Он повидал разные страны, познал радость побед и горечь поражений, но всегда оставался добрым и человечным: сияние славы не спалило его сердце. Один из коллег-шахматистов вспоминал, как Лев Абрамович мучился вопросом на очередном турнире:
— У меня положение лучше. Я близок к победе. А соперник мой, кажется, обиделся... А ведь мы были дружны... Что же делать? Может, сыграть вничью?
Полугаевский считается крупным специалистом в области теории дебюта. С его именем связан ряд схем в закрытых началах. А книгу «В сицилианских лабиринтах» гроссмейстер посвятил разбору ответвлений сицилианской защиты.
В течение многих лет Лев Абрамович входил в президиум Шахматной федерации СССР и являлся председателем Высшей квалификационной комиссии. Он трудился, не покладая рук: турниры, исследования, работа над книгами. Полугаевский был тренером-консультантом Анатолия Карпова во время его матчей на первенство мира с Корчным.
За достижения в области шахмат Лев Абрамович награждён орденом Дружбы народов и медалью «За трудовую доблесть».
— Шахматы — любовь моя. Им я обязан лучшими минутами моей жизни. Они закалили меня, воспитали характер...
Свои дни гроссмейстер Полугаевский окончил в парижской клинике, где лечился от онкологии. Мастера древней игры не стало 30 августа 1995 года.
P.S.
Когда Лев Абрамович, выполнив норматив, заработал первое «гроссмейстерское» очко из двух необходимых, коллеги в шутку наpывали его «полугроссмейстером».
Льву Полугаевскому принадлежит своеобразный рекорд: он был участником 20(!) чемпионатов СССР.
Многие годы Лев Абрамович дружил с актёром Вячеславом Тихоновым.
В книге «Седьмая вуаль», рассказывающей о знаменитых шахматистах, одноимённая глава посвящена Льву Полугаевскому.
В ставшем для гроссмейстера родным городе Куйбышеве (ныне Самара) ежегодно проходит «Кубок Полугаевского» - один из этапов «Кубка России».