|
Сергей Константинов

Михаил Миль: творец винтокрылых машин

Михаил Миль: творец винтокрылых машин

Мальчик сидит за столом и старательно выводит в тетради строчки. Тихонько подойдём сзади и заглянем через его плечо. «Автобиография». Ну надо же!  Как всё по взрослому... Что там дальше?  «Прочитал много книг и успел в них разочароваться!»? Что же это за вундеркинд?

115 лет назад, 22 ноября 1909 года в Иркутске в семье управляющего участком железной дороги Леонтия Самойловича Миля родился сын Миша.

Всем своим детям — старшей дочке Кате и двум мальчикам, — супруги Миль старались дать разностороннее образование. Миша с братом Яшей учился в коммерческом училище, много читал, охотно постигал основы музыки и живописи. Он с детства прилично рисовал. Однако выбирал мальчик для своих работ сложные ракурсы: видимо, это развило  пространственное мышление ребёнка.

Подобно многим сверстникам 1920-х годов, Миша страстно увлекался авиамоделированием, участвовал в  конкурсах и даже получал награды!

Без труда он стал студентом Сибирского технологического института в Томске. А вот поучиться там не пришлось: бдительный сокурсник отправил «куда следует» донос о «непролетарском происхождении гражданина Миля М.Л.».

Михаил не отчаялся. Он устроился в кожевенную мастерскую, где проработал год, и добился выдачи направления в Донской политехнический институт Новочеркасска. Поступил сразу на 3-й курс механического факультета. Там преподавал  профессор Владимир Израилевич Левков, создатель первых в мире судов на воздушной подушке. Постигая в его классе инженерное искусство, Михаил буквально  зачитывался трудами выдающегося учёного в сфере аэродинамики, Георгия Ботезата, одного из первых разработчиков квадролётов. 

В Новочеркасске Миль организовал кружок авиамоделирования, а позже с головой ушёл в тематику автожиров, летательных аппаратов с несущим и тянущим винтами, которым, в отличие от вертолётов, для взлёта требовался разбег. Это и привело Михаила в конструкторское бюро Николая Камова при Центральном аэрогидродинамическом институте. Через год он стал начальником бригады аэродинамики Отдела особых конструкций ЦАГИ. В этот период появилась первая научная публикация молодого конструктора: «О разбеге автожира» в журнале «Техника воздушного флота» за 1934. Весной 1939 года было принято решение о строительстве завода по производству автожиров, где Миль стал заместителем директора, Николая Камова.

После начала войны Михаил работал над проектом автожира А-7 для разведки и корректировки огня артиллерии. На этой машине он воевал с фашистами и получил орден Красной Звезды.

03.jpg

Завод эвакуировали на Урал. Милю было поручено уничтожить архив Отдела особых конструкций, чтобы он не достался врагу. Архив содержал в себе итог многих лет работы, и уничтожить его Михаил не решился: он пошёл на должностное преступление — сумел вынести папки из лаборатории и увез их с собой. Спасенные документы пригодились при проектировании вертолетов!

В 1942 году Миль разработал оригинальную конструкцию противотанкового ружья, способного вести огонь по танкам и ДОТам реактивными снарядами.

К 1943-му году Михаил Леонтьевич считался лучшим специалистом в стране по вопросам устойчивости и управляемости самолётов. По его инициативе были существенно улучшены пилотажные качества штурмовиков Ил-2 и Ил-4: даже нагруженные сверх меры самолёты больше не срывали ь в штопор.

Конструктор Миль настойчиво писал Сталину, убеждая в необходимости начать работы по созданию винтокрылых летательных аппаратов. Иосиф Виссарионович ответил не сразу. Однако в 1947 году на базе «номерного» завода в Томилино образовалось конструкторское бюро по геликоптеростроению во главе корреспондентом Верховного Главнокомандующего.

Миль набирал в КБ энтузиастов вертолётного дела. Он сформировал не просто коллектив, готовый почти круглосуточно трудиться, он создал великолепную конструкторскую школу, которая по-прежнему существует.

Уже через год поднялась в небо первая машина — ГМ-1, после доработки известная как Ми-1.

В 1960-ых Михаил Леонтьевич — генеральный конструктор опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, десантный Ми-6, самый массовый в мире Ми-8, «летающий кран» Ми-10, мощный Ми-12, ударный Ми-24... На вышедших из КБ Миля  машинах было установлено 60 официальных мировых рекордов. Вместе с учениками Михаил Леонтьевич разработал теорию современного вертолёта.

Михаил с супругой вырастили двух дочерей: Елену и Надежду.

— Папа был скромным, трогательным, нежным, ранимым человеком. Он глубоко переживал обо всём, что происходило вокруг, всегда сочувствовал чужому горю и умел радоваться за других, — вспоминает отца Надежда Михайловна, —  Одновременно папа был мужественным, решительным человеком, готовым взять на себя ответственность за неудачи, которых в его работе тоже хватало.

Триумфом конструктора стал показ его уникальных вертолётов на авиационной выставке в Париже в 1965 году. ФРГ не разрешила пролёт машин через свою территорию. Вертолёты Миля добрались окружным путём: через Польшу, ГДР, Данию и нейтральные воды Балтийского моря! Советская экспозиция вызвала запредельный интерес у зарубежной публики. 

Достижения Михаила Леонтьевича были отмечены государственными наградами: Ленинской премией, Государственной премией СССР и званием Героя Социалистического Труда.

Большие нагрузки и переживания подорвали здоровье конструктора. Он практически не отключался от работы, вникал едва ли не в каждую деталь. Главный вертолётчик Союза мало спал и признавался близким, что его мозг работает даже во сне, производя расчёты. Лишь общение с родными и живопись помогали снять напряжение.

Михаила Леонтьевича не стало 31 января 1970 года.

После смерти конструктора его картина «Нарциссы. Угол кабинета» стала эмблемой выставки «Ученые рисуют».

В честь Михаила Миля названы улицы в Москве, Казани, Улан-Удэ. Имя конструктора получили открытый в 1980 году астероид и московская школа.

5 июля 2023 года в Иркутске на улице Ленина состоялось торжественное открытие памятника авиаконструкторам Михаилу Милю и Николаю Камову.

PS.

Директором коммерческого училища, где овладевал знаниями юный Миша Миль, был Илья Михайлович Камов — отец Николая Камова, будущего авиаконструктора,  начальника и друга Михаила Леонтьевича. 

На вертолёте Ми-1 было установлено 27 мировых рекордов, он эксплуатировался более 30 лет в 16 странах мира и, помимо СССР, выпускался в Польше. 

Двухвинтовой гигант Ми-12 поднял рекордный вес в 40 т и получил прозвище «Слон». Первый удачный вылет состоялся  при жизни конструктора. На «Слоне» установили множество мировых рекордов грузоподъёмности, которые до сих пор никто не превзошёл. 

Страны, отказавшиеся от поставок запчастей из России, так и не смогли наладить нормальную эксплуатацию милевских вертолётов.

Похожие статьи