140 лет назад, 6 декабря 1884 года, в городе Полтава, рядом с которым Император Пётр разгромил войска «шведского короля Карлуса», родился человек, которому в зрелые годы выпало представлять возрождённое Государство Израиль.
Цви Шимшилевич, преподаватель иврита, назвал сына Ицхаком. Семья вела своё родословие от Раши и гордилась предками, среди которых было немало раввинов и каббалистов.
В 7 лет Ицхак поступил в хедер. Одновременно он проходил курс гимназических предметов, раз в год сдавая экзамены. Когда запрет на приём в гимназию евреев ослаб, Шимшилевича с удовольствием взяли в класс — успеваемость у мальчика была превосходная. В 1891 году отец Ицхака съездил в Палестину — разузнать, что да как на Святой Земле, и можно ли быстро обустроиться, перевезя туда семью. Его рассказы об Эрец Исраэль заворожили сына. В гимназии Ицхак увлёкся историей, философией и социологией. Однако юноша не позабыл свою детскую мечту о Сионе.
В 20 лет он отправился в Палестину один, посетив по пути еврейские общины Греции, Ливана и Оттоманской Империи. Два месяца Ицхак пешком странствовал по земле своих предков: Яффа, Ришон-Ле-Цион, Реховот, Хайфа, Тверия и, конечно же, Иерусалим! Он участвовал в траурной церемонии в память о скончавшемся в Австрии Теодоре Герцле, свёл знакомство с активистами сионистского движения братьями Шохат, с «освободителем земли» для ишува Ханкиным и отцом гебраистики Бен-Йехудой.
Вернувшись в Полтаву, Ицхак стал активно работать в партии «Поалей Цион» и местной еврейской самообороне, противостоявшей погромам черносотенцев.
Почти год Шимшилевич отучился в Киевском университете на факультете естествознания. Но революция 1905-ого смела его планы получить высшее образование. Ицхак полностью отдал себя партийной работе. Несколько раз полиция арестовывала неуёмного сторонника сионизма.
В 1907 году Шимшилевич избран делегатом 8 Сионистского Конгресса, проходившего в Гааге. На нём признали иврит «официальным языком сионистского движения, его руководящих органов, конгрессов и съездов», подчеркнув, что «национальный язык является для сионистов обязательным».
Ицхак переехал в Палестину и поселился в Яффе, взяв себе фамилию «Бен-Цви». Он снимал жильё у самаритянина, с которым подружился. С его помощью Ицхак выучил арабский язык и узнал о традициях и обычаях общины самаритян.
Бен-Цви стал одним из основателей «Стражи» — военизированной полуподпольной организации «Ха Шомер», взявшей на себя защиту еврейских поселений.
Перебралась в Палестину из Вильно давняя соратница Ицхака по партии, Рахель Янаит. Вместе они вступили в общину «Новый Иерусалим», которую возглавлял Борис Шатц, поселились в предместье Древнего Города, открыли издательство и выпускали партийную газету. Одновременно молодые люди стали основателями профсоюзного объединения типографских рабочих. Уже в 1908 году профсоюз показал свою силу, организовав первую в Эрец Исраэль забастовку. Поводом стало избиение сотрудника одной из типографий.
Ицхак и Рахель участвовали и в создании гимназии «Рехавия», где преподавание велось на иврите. Оба работали в ней учителями. Когда выдавалось свободное время, неразлучная пара совершала пешие прогулки по окрестностям Иерусалима, зачастую и дальше: Шхем, Иерихон, Хеврон...
Бен-Цви вёл и социологические исследования, посещая еврейские общины Турецкой Империи, изучая ситуацию, в которой находились пролетарии и интеллигенция. Параллельно он добивался расширения прав еврейской автономии в местной администрации и увеличения миграционных квот.
В 1912 году Ицхак поступил на юридический факультет университета Стамбула, где стал однокашником Бен-Гуриона и сдружился с ним. Занятия прервала Первая мировая. Бен-Цви вернулся в Иерусалим и организовал — с разрешения городских властей, — военизированные еврейские отряды для защиты населения. Сионистская деятельность вызвала недовольство турецкой администрации: Ицхака и Бен-Гуриона выслали в Египет — «навсегда, до скончания времён»! Друзья не стали ждать вечность, они отправились в США. Встретив среди местной еврейской молодёжи неподдельный интерес к жизни в Эрец Исраэль, беглецы организовали американские отделения «Гехалуц» — движения пионеров-поселенцев, одним из создателей которого был Иосиф Трумпельдор.
Ицхак и Давид вернулись в Палестину рядовыми британского добровольческого еврейского батальона «Царские Пращи».
В самый канун нового, 1919 года, Бен-Цви и Рахель сыграли свадьбу, церемонию которой провёл известный в ишуве писатель и публицист Александр Зискинд Рабинович.
Молодые купили участок земли в пригороде Рехавия и построили с помощью друзей хижину в 6 комнат, где, кроме них, жили родичи — отец Ицхака и родители супруги.
Бен-Цви продолжал свою партийную и профсоюзную деятельность, однако временно ему пришлось отказаться от председательских функций, поскольку с 20-го года он участвовал в работе руководства Хаганы и не хотел давать британцам повод урезать завоевания еврейского рабочего класса. Несколько лет Ицхак выпускал газету «Рабочее единство» на арабском языке:
«Никогда не существовало настоящего арабского освободительного движения. Есть попытка элиты, класса эфенди, удержать власть, которая не имеет широкой поддержки в народе. Сионизм полезен арабскому народу, поскольку указал ему путь».
При Мандате Бен-Цви успел поработать в муниципалитете Иерусалима, представляя еврейскую общину города, а так же был президентом в Еврейском совете — теневом правительстве ишува. Ицхак подал в отставку, когда британцы отказались утвердить на пост вице-мэра Иерусалима еврея. В 1933 году Король Британии Эдуард VIII наградил Ицхака орденом Британской Империи, а в 1937-ом Бен-Цви с супругой представляли ишув на коронации Георга VI в Лондоне.
Когда Израиль получил независимость, одним из подписавших 14 мая 1948 года Декларацию Еврейского Государства стал Бен-Цви. Он заседал в израильском парламенте первого и второго созыва от партии МАПАЙ. В 1951 году Бен-Цви был назначен одним из действующих членов Правительственного комитета по именам, обязанностью которого было утверждать названия новых поселений.
За время пребывания в Кнессете он 45 раз выступал на пленарных заседаниях.
В парламентской деятельности Бен-Цви проявил себя сторонником демократии и равноправия: призвал к равенству мужчин и женщин, защите заключенных в тюрьмах, требовал предоставить самаритянам право въезда в Израиль и настаивал на сохранении нормальных отношений с арабами Израиля.
После смерти Хаима Вейцмана Бен-Цви выдвинули кандидатом от МАПАЙ на пост президента страны. В тайном голосовании он победил Йосефа Шапринзека с перевесом в 14 голосов. Ицхак Бен-Цви был избран президентом 8 декабря 1952 года и оставался на этом посту до своей смерти.
После того, как Ицхак получил этот пост, чете Бен-Цви предложили переехать в официальную резиденцию, однако они отказались, поскольку оба считали, что как публичная фигура, президент должен жить скромно. Тогда государство выкупило соседний дом, чтобы добавить пространства, и посланники многих стран, а также представители еврейских общин Европы, Азии и Америки получали аудиенцию практически в домашней обстановке.
Рахель, в рамках официальной деятельности первой леди, основала фонд Президентского дома для детей Израиля. Дом президента был открыт для свободного посещения дважды в год: на Суккот и в День Независимости. В 1958 году президент Бен-Цви посетил с государственным визитом Нидерланды и Бельгию — по приглашению монархов этих стран. В 1962 году он совершил представительский тур по Африке, где подписал ряд договоров о сотрудничестве.
Зарплата президента Израиля не менялась на протяжении всего срока его службы. Ицхак сам неоднократно отказывался от прибавки жалования и объяснял почему:
— С учётом враждебного окружения Израиля и необходимости заботится о репатриантах мы не имеем морального права думать в первую очередь о повышении собственного благосостояния. Поэтому лично я выступаю против повышения мне зарплаты и надеюсь, что это послужит примером другим.
В итоге водитель президента получал на 40% больше, чем его пассажир.
Когда Кнессет всё же поднял зарплату Бен-Цви, он стал жертвовать часть ее в фонд изучения и публикации оригинальных источников по истории Эрец Исраэль и еврейского народа.
Одной из обязанностей президента Израиля является рассмотрение ходатайств о помиловании. Бен-Цви всегда стремился досконально разобраться в деле и найти повод проявить милосердие. Лишь единожды его отказ был жёстким — в ответ на прошения о помиловании Адольфа Эйхмана.
«Рассмотрев запросы, представленные в связи с делом Эйхмана, и после того, как я ознакомился со всеми имеющимися в моем распоряжении материалами, я пришел к выводу, что нет никаких оснований для помилования Эйхмана или смягчения наказания, вынесенного окружным судом Иерусалима 15 декабря 1961 года. Таким образом сообщаю вам, что я решил отклонить эти просьбы и не использовать свои полномочия для помилования и смягчения наказания в данном случае».
Ицхак Бен-Цви пользовался огромным личным уважением как в Эрец Исраэль, так и в мире. Он скончался в начале третьего срока президентства, за неделю до Дня Независимости, 23 апреля 1963 года. Национальные флаги были приспущены.
Более 100 тысяч граждан провожали в последний путь человека, представлявшего Израиль.
В своей траурной речи Бен-Гурион сказал об усопшем президенте:
— Он воплотил в себе любовь к Израилю и единство Израиля, когда никто в его времена не смог это сделать. Вся нация почувствовала это. Я не знаю другого человека в нашем поколении, который заслужил бы любовь всей нации, во всех ее этносах и племенах, полную и всеобъемлющую любовь, которую заслужил Ицхак Бен-Цви.
P.S.
Когда Ицхак вынужден был скрыться от царских властей, то арсенал еврейской самообороны он спрятал в семейном огороде. Кто-то донёс. Полиция нашла наганы и отец юноши был отправлен в сибирскую ссылку.
Бен-Цви — единственный президент Еврейского Государства, кого избирали три раза подряд, при этом во второй и третий раз кандидатуры оппонентов даже не рассматривались.
Бен-Цви и Рахель вырастили двух сыновей. Младший, Эли, погиб, защищая кибуц Бейт-Кешет во время войны за Независимость.
В честь Бен-Цви по всему Израилю называли улицы и образовательные учреждения. Созданному Ицхаком институту по изучению восточных еврейских общин позднее присвоили его имя. Его портрет появлялся на израильских марках и на купюрах в 100 шекелей.
В седьмую годовщину смерти Ицхака Бен-Цви Кнессет почтил его память специальной сессией.