|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Человек, заключивший сделку по израильским заложникам

Человек, заключивший сделку по израильским заложникам

Израильское деловое издание Globes рассказывает о Стиве Виткоффе, нью-йоркском магнате недвижимости, ставшем специальным посланником Белого дома на Ближнем Востоке.

Стив Виткофф не является профессиональным дипломатом и не имеет опыта ведения международных переговоров. Однако этот близкий друг президента США Дональда Трампа преуспел там, где многие потерпели неудачу: добился прорыва в сделке с заложниками. За закрытыми дверями переговоров в Дохе, Каире и Иерусалиме человек, сколотивший свое состояние на покупке старых зданий в Гарлеме и Бруклине, стал ключевой фигурой на самой сложной дипломатической арене Ближнего Востока.

Как же 67-летний бизнесмен, который до недавнего времени занимался продажей пентхаусов в Майами и Нью-Йорке, стал движущей силой одного из самых запутанных кризисов в истории Ближнего Востока?

«Он понял картину и приехал, чтобы победить»

В последние недели Израиль восхищен освобождением заложников из плена ХАМАСа. Виткофф, специальный посланник администрации Трампа на Ближнем Востоке, тоже не скрывает радости. На распространенных в Интернете кадрах видно, как освобожденные женщины-военнослужащие во время встречи с ним поют «Ам Исраэль хай». «Мы хотим сказать спасибо и вам, и Трампу, и всем остальным», — сказала ему Лири Альбаг. Виткофф, в свою очередь, с воодушевлением ответил: «США с вами, президент с вами. И у нас общая цель — вернуть всех домой».

Еще до того, как Трамп был официально приведен к присяге в качестве президента США, Виткофф уже побывал на переговорах в Дохе, Каире и Иерусалиме. По сообщениям СМИ, именно он оказывал давление на премьер-министра Биньямина Нетаньяху, пока тот не согласился на сделку с заложниками.

Источники, встречавшиеся с Виткоффом во время его недавнего визита в Израиль, рассказали «Глобс», что на них произвело впечатление то, что «он глубокий человек, который понимает всю картину, знает, как “срезать углы”, и приехал сюда, чтобы засучить рукава и победить». Виткофф понимает сложность ситуации и не оставит ни малейшей возможности для того, чтобы ХАМАС сохранил присутствие в Газе».

По данным Wall Street Journal, Виткофф сказал Нетаньяху на решающей и последней встрече перед тем, как премьер-министр разрешил израильской команде переговорщиков продолжить переговоры, что ему нужно принимать решения и уполномочивать посредников их принимать — но если премьер-министр не хочет этого делать, то всем участникам переговоров следует собрать вещи и отправиться домой. «Президент — большой друг Израиля, — цитирует Виткофф слова Нетаньяху, — и теперь пришло время ответить на добро».

То, что не удавалось сделать в течение многих месяцев, внезапно сработало. Стороны подписали соглашение, и уже через несколько дней оно начало реализовываться.

Ближневосточный кризис: «Как гигантская сделка с недвижимостью»

Так кто же такой этот Стив Виткофф, внезапно вошедший в израильскую жизнь и занявший в ней столь значительное место? Человек, который путешествует по всему Ближнему Востоку, встречается с премьер-министрами и президентами, угрожает ХАМАСу и выкручивает руки Катару, — проницательный бизнесмен, но, что еще важнее, он близкий друг Трампа.

67-летний Виткофф, сын фабриканта женских пальто, вырос в Бронксе (Нью-Йорк), женат и имеет трех сыновей. По трагической случайности его младший сын, Эндрю, умер в 2011 году от передозировки опиоидов, когда ему было всего 22 года. Виткофф получил юридическое образование, но в 1980-х годах занялся недвижимостью, начав свою деловую карьеру с покупки старых многоквартирных домов в Гарлеме и Бронксе.

В 1997 году он основал компанию Witkoff Group, в которой также работают его жена и двое сыновей. Журнал Fortune недавно оценил стоимость компании в 500 миллионов долларов, она процветает благодаря проектам в Южной Флориде и тесным связям с такими инвестиционными фондами, как Blackstone и Apollo. Бизнес-операциями компании фактически управляют его сын Алекс и внук Зак.

Виткофф поднялся на вершину мира недвижимости в Нью-Йорке и Флориде, и на этом пути обеспечил себе важнейшее и беспрецедентное место в ближайшем окружении Трампа. Сегодня он считается одним из самых близких и преданных друзей Трампа, сопровождавших его на пути к власти.

Назначение бизнесмена, занимающегося недвижимостью, а не опытного дипломата, демонстрирует, насколько президент Трамп рассматривает ближневосточный кризис как нечто похожее на переговоры по сложной сделке с недвижимостью. По сообщению Wall Street Journal, люди, близкие к Виткоффу, говорят, что он также разделяет эту точку зрения и рассматривает ситуацию как «одну огромную сделку с недвижимостью». По словам инсайдеров, выбор близкого к Трампу человека обеспечивает определенную преемственность подхода его предшественника на посту посланника по Ближнему Востоку, зятя Трампа Джареда Кушнера.

Даже амбициозные планы Трампа в отношении сектора Газа рассматриваются как проект в сфере недвижимости. Президент хочет завладеть сектором и превратить его, по его словам, в Ривьеру Ближнего Востока. «Мы уберем разрушенные здания, стимулируем экономическое развитие, которое обеспечит неограниченное количество рабочих мест и жилья для жителей региона», — сказал Трамп.

Израильский американист Эйтан Гильбоа из Центра публичной дипломатии Бар-Иланского университета (USC Center on Public Diplomacy) говорит, что Трамп верит в транзакционный подход к дипломатии и международным отношениям, поэтому его выбор бизнесмена-риелтора в качестве посланника не является неожиданностью.

Он уверен, что между деловыми и дипломатическими переговорами много общего, поэтому и называет соглашения «сделками». Что-то общее действительно есть, говорит профессор Гильбоа, но отмечает: «Деловые переговоры не имеют таких обременений, как исторический фон, политические позиции и культурные особенности. Здесь, как президент и как его посланник, вы приходите к предмету, свободному от всех этих соображений. Иногда результаты бывают отличными, иногда — не очень».

По словам профессора Гильбоа, дружба с Трампом также должна помочь Виткоффу. «Прежде всего, это вопрос доверия. Трампу нужен человек, который будет на 200% лоялен ему на такой чувствительной должности, и Виткофф отвечает этому условию. Кроме того, в отличие от других дипломатов, ему не нужно вникать в хитросплетения дипломатической бюрократии. Он просто берет трубку телефона и звонит президенту. Это позволяет ему быстро принимать решения и придает его словам гораздо большую значимость в глазах слушателей. Таким образом, он может быстро добиваться результатов».

В то же время профессор Гильбоа считает, что нынешняя сделка была достигнута в основном благодаря угрозе Трампа: «Он сказал, что стороны должны достичь соглашения к 20 января, и Виткофф просто использовал этот рычаг для получения желаемых результатов».

В 1980-х годах он угостил Трампа сэндвичем и стал его близким другом

Как и Трамп, Виткофф — типичный житель Нью-Йорка, который заработал свое состояние в городе, пристроил своих детей в бизнес по продаже недвижимости, а достигнув пожилого возраста переехал во Флориду. Как и Трамп, он заядлый игрок в гольф. Коллеги по бизнесу описывают его как умного, приятного в общении человека и талантливого переговорщика, хотя и несколько бесцеремонного.

Они проводят много времени вместе, от семейных свадеб до совместных игр в гольф, включая раунд, сыгранный в сентябре прошлого года, во время которого потенциальный убийца был арестован недалеко от частного гольф-клуба Трампа во Флориде. В интервью AP после покушения он сказал: «Мне посчастливилось видеть человека, который был полон самообладания, храбр, заботился о безопасности своих друзей больше, чем о своей собственной. Он служил источником вдохновения для всех, кто его окружал. Как было бы хорошо, если бы мы все могли наблюдать за тем, что произошло, потому что все увидели бы настоящего лидера».

Они познакомились в 1986 году, когда Виткофф был адвокатом и выступал от имени Трампа в юридической фирме, где тот работал. Виткофф вспоминает, что их дружба началась из-за сэндвича. Он встретил Трампа в гастрономе после совместной работы над сделкой. У Трампа не было денег, и Виткофф угостил его сэндвичем с ветчиной и швейцарским сыром.

С годами их дружба только углублялась. Виткофф высоко оценил преданность Трампа после того, как его сын умер от передозировки в 2011 году. В своей речи на съезде Республиканской партии в том году он заявил, что «присутствие Трампа принесло настоящее утешение в темный час». Он назвал Трампа «самым добрым и сострадательным человеком, которого я когда-либо встречал».

Виткофф, в свою очередь, вызвался помочь Трампу в его судебном процессе по делу о мошенничестве на Манхэттене. Он был первым, кто дал показания в его защиту, в то время как многие его сторонники отвернулись от него. Виткофф также был одним из крупнейших фандрайзеров Трампа, принесшим кампании десятки миллионов долларов. По данным Wall Street Journal, Виткофф даже останавливался вместе с Трампом в его поместье Мар-а-Лаго за неделю до дня выборов.

«Виткофф знает, чего он не знает»

Виткофф — горячий сторонник Израиля. Настолько, что несколько месяцев назад он приехал в Конгресс, чтобы посмотреть выступление Нетаньяху. На протяжении многих лет он считался поклонником Биби.

Его связь с Ближним Востоком также основана на бизнесе. Например, в прошлом году он продал отель Park Lane на Манхэттене Катарскому инвестиционному фонду за 623 миллиона долларов. В сделке также участвовал Инвестиционный фонд Абу-Даби.

Однако основная часть деятельности Witkoff Group в сфере недвижимости приходится, конечно, на США. Среди основных проектов Shore Club в Майами, где пентхаус был продан в этом году за 120 миллионов долларов. Как сообщает Wall Street Journal, Виткофф приобрел недвижимость, а затем изменил планы после того, как предыдущий застройщик обанкротился. Похожую стратегию он реализовал и в престижном проекте One High Line в Нью-Йорке.

В профильной статье о нем, опубликованной несколько недель назад в Wall Street Journal, приводились слова нескольких бизнесменов, близких к Виткоффу. «Он очень хорошо понимает, что он знает и чего не знает», — сказал один из юристов по недвижимости, знакомый с Виткоффом, назвав его человеком, который «понимает и кубик Рубика, и людей, которые его двигают».

Его стиль ведения переговоров, говорят его коллеги по работе с недвижимостью, «никогда не был конфронтационным». Виткофф, по их словам, «не из тех людей, которые хотят видеть кровь на полу перед заключением сделки».

Похожие статьи