|
Сергей Константинов

«Чёрная стрела» возмездия

«Чёрная стрела» возмездия

Вновь неспокойно на Синайском полуострове. Военные подразделения и техника Египта стянуты к границе с Израилем — то ли удержать рубежи в случае массового прорыва из Газы, то ли с целью показать, кто хозяин Синая. В Земле Мицраим после затишья вновь поднимают голову радикалы-исламисты и любители бряцать оружием.

«В случае необходимости египетская армия способна взять Тель-Авив в течение одного дня!», – заявил недавно член Народного собрания Египта Мостафа Бакри.

Не худо бы поклонникам реваншей помнить, к чему ведут громкие крики и необдуманные поступки.

70 лет назад, когда действовал хрупкий, неверный мир после войны за Независимость, границы Израиля накрыла волна террора. Противник потерпел поражение, но не смирился. Он применил тактику и техники наводившего некогда ужас на венценосцев Европы Горного Старца. На Синае, в Ливане и Газе возникли тренировочные лагеря и базы, где готовили безжалостных террористов. Сами они называли себя федаинами, видно подзабыв, что «жертвующий собой» — низшая ступень и расходный материал тайных сект исмаилитов. Поддержку и финансирование этих формирований осуществлял в том числе и Египет.

Нападали иcподтишка. Чаще на тех, кто не мог ответить: гибли от обстрелов и взрывов женщины, дети, старики. Гибли те, кто работал в поле, на стройке, что-нибудь чинил. Доставалось и военным, но реже: они на огонь отвечали огнём.

Некогда Горный Старец и его наследники террором умерили стремления владык Европы. Почему бы не применить их метод в XX веке? Должно сработать.

Не сработало! Не вышло запугать еврейский народ, переживший рассеяние, Холокост и завоевавший Независимость с оружием в руках!

Правительство Израиля отвечало на террор операциями возмездия и точечной ликвидации его идеологов. Эти операции разили метко и внезапно, как бесшумные стрелы.

Одну такую стрелу — «Черную» — 28 февраля 1955 года послал в сердце террора премьер-министр Бен-Гурион.

В том месяце возросла активность египетской разведки. Малые группы проникали в Эрец Исраэль, собирали информацию о дислокации, численности и перемещениях войск и их активности. Просачиваться через границу им помогали федаины. Наскакивали, обстреливали поселенцев и транспорт, устраивали подрывы, лезли нахрапом, отвлекали пограничные отряды. Гибли сами, гибли гражданские и военные. Диверсанты из Египта тоже себя моралью и правилами не стесняли: уничтожали тех, кто с ними случайно столкнулся. Так убили велосипедиста близь Реховота, а это, на минуточку, центральный округ.

Правительство приняло единогласное решение: провести операцию возмездия под кодовым названием «Чёрная стрела».

Операцию планировали начальник батальона 890 Ариэль Шарон и командир десантной бригады Аарон Давиди.

27 февраля батальон получил приказ: боевая готовность к рейду в сектор Газа.

В ходе операции предстояло достигнуть четырёх целей: подобраться к военной базе противника, расположенной рядом с Газой, уничтожить её коммуникации, водонапорную станцию и железнодорожную платформу поблизости. При оказании сопротивления подавить врага огнём. Раненых и погибших — не бросать. Группе «А», состоявшей из будущих офицеров, добровольцев-кибуцников приграничья, поручили захват лагеря и водокачки. Командовал ими опытный боец Саадия Элькайям. Группа «B» — обеспечение тыла со стороны египетской границы. Группа «C», укомплектованная разведчиками, перекроет дорогу Газа — Рафах, отсекая любую подмогу из Египта. Группе «D» предстояло взять железнодорожную станцию. Пятая группа — резерв и наблюдение за направлением «Север». Всего участвуют 150 человек личного состава. Разведданные для операции дали наблюдения и аэрофотосъёмка. Количество военных противника, расположение пулемётов, построек, транспорта — всё известно в деталях. Указывался один из главных ориентиров: ночью база освещена по периметру. Никто не думал, что данные могут устареть за три дня! Выдвижение — с наступлением темноты, в 6:30 вечера 28 февраля. С собой — лёгкое вооружение и взрывчатка для подрывных работ. Впрочем, у группы «С» — «игрушки» тяжелее и серьёзнее.

Стартовали вовремя, из графика не выбивались. На полпути разведка обнаружила секретный пост египтян, успевших сделать один-единственный выстрел, не привлёкший внимания. Группы вышли на исходные для атаки позиции. Вот освещённый лампами участок, однако на лагерь не похож... Досадное совпадение: в ту ночь египтяне дали свет вокруг водокачки, а лагерь остался в темноте. Водокачку взяли штурмом, сметя охрану, как ветер — сухие листья. Дрались врукопашную. И всё же — четверо раненых, да плюс слегка нашумели... Это возымело печальные последствия при штурме ворот базы: пулемётный огонь из засады поразил двух бойцов, одним из которых был командир группы «А» Саадия. Его зам перенял командование и десант ворвался в лагерь. К тому времени вспышки и взрывы неподалёку сообщили: группа «D» взялась за станцию! Потом — зачистка лагеря. Солдаты противника спрятались или бежали. Двоих нашли в окопе под камуфляжной сеткой. Согласно приказу не тронули: разоружили и связали. Постройки одна за другой взлетали на воздух. Из машин на ходу оказался лишь здоровый грузовик. В кузов сложили тела погибших, устроили поудобнее раненых и загрузили трофеи: винтовки, автоматы Стэна, пулемёты, миномёт, боеприпасы...

Грузовик подогнали к точке сбора, сосчитали потери. Машину и трофеи решили взорвать. Пеший переход более скрытен. Распределили носилки, тела павших и раненых. Один отряд занял ближайшую высоту — прикрывать отход. Выступили спешно: разведка по радио сообщила: со стороны египтян началось движение. Десантников пытались обстреливать издали — безуспешно. Бойцы ударили плотным огнём в ответ. Враг замолчал. А вот и дорога! Откуда-то начал лупить пулемёт... Ещё один ранен! Всё, пулемёт подавлен. Теперь марш-бросок через открытое поле, а дальше — сухое русло и укрытие от огня. Перекрёстный огонь достал ещё четверых.

В русле десант перегруппировался и вышел к границе. В темноте их не заметили дежурившие машины «скорой». Но наконец медики и бойцы встретились: 8 десантников погибло при выполнении этого задания. 13 человек получили ранения. Их срочно доставили в госпиталь.

В то же время группа С поджидала египтян на дороге от Рафаха в Газу. Их заметили редкие посты противника поблизости и стали постреливать. Командир приказал:

— Ребята, огонь не открывать! Ждём.

Пара машин подвезла врагам подкрепление. Но это явно не основные силы. А, вот наконец и они! Колонну из четырёх грузовиков с сотней солдат решили «зажать»: подбить переднюю машину из базуки, дальше — накрыть врага из всех средств поражения: пулемёт, автоматы, гранаты... Первый грузовик аж подпрыгнул от взрыва и, по сути, принял на себя весь шквал свинца. Остальные машины, взревев, рванули прочь. В ноль часов ровно десант снялся с места и двинулся домой, унося трофеи: тяжёлый пулемёт и винтовки. У противника пали более двух десятков солдат и 13 выбыли по ранению. Израильтяне в этой схватке отделались царапиной от своего же осколка у молодого бойца.

Бен-Гурион, признавая сравнительно высокие потери, был доволен результатом «Чёрной стрелы»: все цели достигнуты.

На торжественном построении Моше Даян зачитал послание премьер-министра к десантникам:

— Вы проявили истинный героизм! Участвуй ваше подразделение в войне за Независимость — Иерусалим был бы наш!

ООН, запамятовав про федаинов и террор, привычно осудила действия Израиля. Впрочем, иных действий с её стороны не последовало.

Египет рассматривал инцидент как унижение: погибли почти 40 военных и десятки оказались ранены. На некоторое время на границе наступило затишье, но потом обстановка обострилась с новой силой. Абдель Насер заявил:

— Теперь я утрою поддержку федаинов и стану перевооружать армию! Никаких мирных перспектив для нас нет!

Назревала новая — Синайская — война, которая для Египта тоже закончится бесславно.

 

P.S.

Возможно, что тот, кто дал название операции, был хорошо знаком с романом Роберта Льюиса Стивенсона «Чёрная стрела». 

В операции «Черная стрела» десант впервые использовал для боя новую разработку Израиля — автомат «Узи». 

Абдель Насер сдержал своё слово о перевооружении армии и 21 сентября в Праге была заключена крупная сделка о поставке в Египет большой партии оружия, что определило неизбежность войны. 

В Израиле возвели Мемориальный комплекс "Черная Стрела". Он хранит память об 11 операциях возмездия армии обороны Израиля, которые были предприняты в ответ на многочисленные террористические акты на территории Еврейского Государства в период с 1953 по 1957 годы. На каменных стелах высечены подробности каждой операции. 

После учреждения в 1970 году «Медали за мужество» трое участников операции удостоились этой награды. Один — Саадия Элькайям — посмертно.

Похожие статьи