|
Лариса Узвалк
Лариса Узвалк

Причиной смерти нобелевского лауреата Даниэля Канемана стала эвтаназия

Причиной смерти нобелевского лауреата Даниэля Канемана стала эвтаназия

Израильско-американский лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман, скончавшийся в прошлом году в Швейцарии в возрасте 90 лет, покончил с жизнью с помощью эвтаназии, сообщила в пятницу Wall Street Journal.

По мнению издания, Канеман решил покончить с жизнью, пока у него еще относительно хорошее здоровье, чтобы не оказаться совершенно беспомощным.

В прощальных письмах, отправленных ближайшему другу, психолог написал, что его решение было продиктовано давним убеждением, что страдания, обычно связанные с дожитием до глубокой старости, не нужны.

«С подросткового возраста я верил, что страдания и унижения последних лет жизни излишни, и я действую в соответствии с этим убеждением», — написал он.

Приняв решение, Канеман провел последние дни с семьей в Париже. После этого он отправился в Швейцарию, где и было совершено его ассистированное самоубийство, сообщает Times of Israel.

Барбара Тверски, спутница Канемана в последние годы его жизни, написала статью после его смерти, в которой отмечала, что в его последние дни они «гуляли, гуляли и гуляли в идиллическую погоду... смеялись и плакали, ужинали с семьей и друзьями».

По ее словам, Канеман «возил свою семью в дом своего детства в Нейи-сюр-Сен [под Парижем] и на детскую площадку за рекой в... Булонском лесу... Он писал по утрам; днем и вечером мы были в Париже».

Как сообщается, за несколько недель до смерти Канеман рассказал о своем решении нескольким близким друзьям. Несмотря на их настойчивые попытки отговорить его, он остался непоколебим.

«Друзья и семья Дэнни были обеспокоены тем, что в конце жизни он, казалось, так наслаждался ею, — рассказал один из друзей. — “Зачем останавливаться?” — умоляли мы его. И хотя я до сих пор жалею, что он не дал нам больше времени, на самом деле, следуя этому тщательно продуманному плану, Дэнни смог счастливо завершить 90-летнюю жизнь в соответствии со своим правилом “пик - конец”. Он не смог бы достичь этого, если бы предоставил природе идти своим чередом».

В своем последнем письме Канеман отмечает: «Неудивительно, что некоторые из тех, кто меня любит, предпочли бы, чтобы я подождал, пока не станет очевидно, что моя жизнь не стоит того, чтобы ее продлевать. Но я принял свое решение именно потому, что хотел избежать этого состояния, поэтому оно должно было показаться преждевременным. Я благодарен тем немногим, с кем я поделился своим решением раньше, и все они с неохотой согласились поддержать меня».

Его друзья сказали изданию Journal, что его решение было сугубо личным и его не следует трактовать как одобрение ассистированных самоубийств.

«Меня не смущает мой выбор, но я также не заинтересован в том, чтобы сделать его публичным заявлением, — написал Канеман. — Семья будет по возможности избегать подробностей о причине смерти, потому что никто не хочет, чтобы это было в центре внимания некрологов. Пожалуйста, избегайте разговоров об этом в течение нескольких дней».

«До самого конца он был намного умнее большинства из нас, — сказал преподаватель психологии в Пенсильванском университете, друг Канемана. — Но я не умею читать мысли. Я полагаю, что он чувствовал, что разваливается на части, когнитивно и физически. И он действительно хотел наслаждаться жизнью и ожидал, что жизнь будет становиться все менее приятной. Я подозреваю, что он вычислил, когда бремя жизни начнет перевешивать преимущества, и, вероятно, предвидел очень резкий спад в возрасте около 90 лет. Я никогда не видел лучше спланированной смерти, чем та, которую разработал Дэнни.

Автор статьи в Wall Street Journal, Джейсон Цвейг, который был лично знаком с Канеманом, предположил, что на его решение повлияло то, что он был свидетелем снижения когнитивных способностей своей матери и жены, которая умерла раньше него.

В конце своего письма друзьям Канеман написал: «Приняв решение, я обнаружил, что не боюсь перестать существовать и что смерть представляется мне как засыпание и пробуждение. Последний период действительно не был тяжелым, если не считать того, что я видел боль, которую причинял другим. Так что если вы были склонны сожалеть обо мне, не стоит».

Канеман считается пионером в области поведенческой экономики. Он опроверг предположение классической экономики о том, что человек по своей сути является рациональным субъектом, принимающим решения.

В 2002 году он получил Нобелевскую премию по экономике за исследование, объединившее психологию и экономику, которое опровергло представление о том, что люди действуют рационально. Напротив, он утверждал, что ментальные предубеждения людей часто заставляют их принимать решения, противоречащие их собственным интересам.

Похожие статьи