«Женщина за кадром»: открытие выставки о кинематографе в Еврейском музее и Центре толерантности

«Женщина за кадром»: открытие выставки о кинематографе в Еврейском музее и Центре толерантности

12 марта в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки — «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой».

Приглашенные гости одними из первых увидели обновленную экспозицию левой галереи, посвященную жизни и творчеству Ольги Преображенской, Маргариты Барской, Эсфири Шуб, Надежды Кошеверовой, Татьяны Лиозновой, Юлии Солнцевой, Александры Хохловой, Киры Муратовой, Ларисы Шепитько, Динары Асановой, сестер Брумберг и также других выдающихся женщин-режиссеров, в том числе представительниц нового кинематографического поколения.

Раввин Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности, президент Федерации еврейских общин России:

«На создание этого проекта нас вдохновил юбилей великого мастера – Татьяны Лиозновой. Нам хотелось выразить глубокое почтение ее памяти и ее творчеству, которое является безусловным достоянием отечественного искусства».

Как рассказал изданию Metro один из кураторов, киновед Вячеслав Шмыров, первым женщинам, которые в 1920–1930-е годы решились стать режиссёрами, приходилось нелегко.

– Они, как правило, попадали в кино в качестве жён режиссёров, потом становились ассистентками, а потом уже перерастали в самостоятельных мастеров, – говорит куратор. – Им приходилось выживать в мужском мире.

Среди героинь, вошедших в историю кино, – Маргарита Барская, которая сначала была актрисой, вышла замуж за режиссёра Петра Чардынина, а потом и сама начала снимать и стала основоположником детского кино в нашей стране. Вот только жизнь её была трагической. Если дебютный фильм «Ржавые башмаки» был высоко оценён критиками, то второй, "Отец и сын", вызвал волну критики со стороны партийного начальства. Барскую уволили со студии, не давали работать... В 36 лет она покончила с собой после очередного партсобрания.

Её коллега Лариса Шепитько получила награду за свой главный фильм уже посмертно. Картина «Восхождение» была удостоена «Золотого медведя» на Берлинском фестивале, но режиссёр к тому времени уже погибла в автокатастрофе.

На фоне этих историй Киру Муратову можно назвать намного более удачливой.

– Она была самым несоветским режиссёром, – отмечает Шмыров. – Главная претензия, которую ей всегда предъявляли, – мелкотемье. Чиновники не понимали, как можно на протяжении всего фильма просто выяснять отношения. Несмотря на все сложности, Муратова стала членом Американской киноакадемии, получила множество иностранных и российских наград.

Основная часть экспозиции посвящена творчеству Татьяны Михайловны Лиозновой. Как отметил Шмыров, сама она больше всего любила свой фильм «Карнавал», а критики выше оценивали мелодраму «Три тополя на Плющихе». На выставке можно увидеть уникальные кадры, сделанные на съёмочной площадке, которые не вошли в картину.

Генеральный партнер выставки — Музей Кино.


Похожие статьи