17 апреля в парке «Россия — моя история» в Новосибирске открывается мультимедийная выставка «Холокост: уничтожение, сопротивление, спасение». Передвижная историко-документальная выставка «Холокост: уничтожение, сопротивление, спасение», предоставленная РМИ, является развитием проекта, начатого Научно-просветительным Центром «Холокост» в 2016 году. Сначала российской, а затем и международной аудитории была представлена экспозиция о масштабах и особенностях Холокоста на оккупированной территории Советского Союза, о роли Красной Армии и советских военных медиков в освобождении и спасении евреев — узников гетто и нацистских лагерей.
Она предлагает зрителю больший охват и глубину погружения в тему, а использование цитат «от первого лица» и ритмичного дизайна как средства визуальной выразительности — способствуют эмоциональному отклику, «проживанию» событий прошлого. Этой же цели служит соотнесение исторических событий с конкретными судьбами людей, что придаёт выставке «человеческий масштаб». Выставка состоит из 18 мобильных тематических стендов. Размещённые на стендах QR-коды позволяют получить дополнительную информацию на страницах сайта выставки. Каждому стенду соответствует своя интернет-страница с документами, свидетельствами, фото-, аудио-, видеоматериалами, историческими справками, которые дополняют содержание самого стенда.
Ещё на этапе обсуждения концепции проекта перед авторами встал принципиальный вопрос: для кого предназначен весь комплекс: «выставка-сайт-буклет»? Научно-просветительный центр «Холокост» уже много лет сотрудничает с образовательными, культурными и научными учреждениями, которые хорошо знакомы с его выставками и изданиями. Сотрудники НПЦ решили подготовить выставочный проект, отвечающий на вопрос: как рассказать о Холокосте тому, кто впервые в жизни слышит это слово? Концептуально важно, что выставка — не набор изолированных документов, изображений и пояснительных текстов, а единая повествовательная линия: завязка (начало Холокоста в виде преследования евреев Германии после прихода нацистов к власти); моменты максимального напряжения (стенды, повествующие о Холокосте и сопротивлении на территории СССР и втом числе РСФСР); ослабление напряжения и развязка (стенды о Праведниках, о спасении евреев Красной Армией и союзниками); финальное послесловие (стенд о мемориализации Холокоста).
При подготовке выставки специалисты НПЦ «Холокост» старались не повторять известные, тиражируемые сюжеты, а касались судеб и трагедий обычных людей. А про знаменитых личностей (например, писатель Иван Бунин) упоминают неизвестные страницы их судеб, биографий их родных и близких. Работа над выставкой велась параллельно с подготовкой 5-го и 6-го выпусков сборников из серии «Сохрани мои письма. Письма и дневники евреев СССР периода Великой Отечественной войны». И судьбы героев сборников (например, случаи гибели и спасения), их письма, фотографии, личные документы нашли свое отражение и на выставочных стендах. При подготовке стендов о концлагере Майданек использовались фотографии и воспоминания ныне живущего в Москве фронтовика Ростислава Битянова (в 1944 г. — сержанта, участника освобождения Майданека, а в 1945 г. — штурма Берлина). Так что многих героев выставки мы знали и знаем лично.
Открывается экспозиция коротким рассказом об Анне Франк. Ее отец Отто, единственный выживший из всей семьи, был освобожден советскими солдатами в Аушвице. На выставке представлено его письмо от 23 февраля 1945 г. Сюжет прямо перекликается с судьбой другой девочки, Сони Маловицкой, написавшей предсмертное письмо из Киева в начале сентября 1941 г. Им как бы противопоставлены судьбы Зинаиды Кузнецовой (Бельчиковой) и Аниты Розенцвейг (Эдельштейн) — двух девочек, которые дождались освобождения. Если бы не Холокост, то могли бы сейчас жить Анна и Соня, и у них бы тоже могли появиться свои семьи, новая фамилия.
Когда авторы экспозиции рассказывают о гетто на территории СССР, то намеренно забегают немного вперёд и на примере одной конкретной семьи дают понять, что погибнут всё-таки не все: некоторые гетто всё же будут освобождены Красной Армией в результате контрнаступления под Москвой в 1941–1942 гг. и весной 1944 г. на Украине (находившиеся в румынской зоне оккупации).
Частью «символики» выставки можно назвать перечёркнутые числа. Они впервые возникают на документе из Брестского гетто: 15 октября 1942 года — 16 934 еврея, а 16 октября это число уже зачёркнуто: все убиты. В дальнейшем, если на выставке возникают данные о количествах убитых в том или ином месте, то эти числа перечёркиваются, отсылая зрителя к документу из Бреста. При этом заметим, что любые цифры на выставке — всегда фон для конкретных человеческих судеб.
На стендах о Холокосте на территории России есть своя логика: цитата из личного письма; судьба человека, написавшего или о котором написано это письмо; далее сведения о том, как, когда и сколько людей разделили трагичную судьбу этого человека в том или ином городе и регионе России. Стенд про тех, кто рассказал миру об Аушвице (Освенциме), строго поделён на две части: рассказавшие со стороны освободителей и со стороны освобождённых.
Выставка «Холокост: уничтожение, сопротивление, спасение» открывается Кёнигсбергом (нынешним Калининградом и областью) — единственным регионом РФ, где Холокост начался ещё до Великой Отечественной. Сразу два стенда выставки посвящены Холокосту на территории Российской Федерации — от пригородов Ленинграда до Кавказа. Специально была подготовлена карта Холокоста на территории СССР, где наиболее детально проработана территория России. На специальной карте указаны концентрационные лагеря и гетто в оккупированной нацистами Европе, которые были освобождены Красной Армией и войсками союзников в 1944-1945 гг.
В завершение хочется отметить, что НПЦ «Холокост» очень рад успешно развивающемуся разностороннему сотрудничеству с коллегами из Новосибирска: парком «Россия — моя история», организации бывших узников нацизма, журнал «Сибирские огни».