Недавно опубликованный архив из 800 цифровых записей и стенограмм интервью с нацистскими преступниками, со всей очевидностью, подтвердил, что Холокост был результатом прямого приказа Адольфа Гитлера.
Среди документов, опубликованных на сайте Гуверовского института (Стэнфордский университет, США), имеется запись допроса офицера СС Бруно Штрекенбаха, начальника отдела администрации и кадров Главного управления безопасности Рейха (РСХА), в которой он признает, что фюрер дал четкие указания по реализации Окончательного решения и массовому убийству евреев, сообщает Jewish Chronicle.
Штрекенбах был ответственен за самые страшные злодеяния Третьего рейха — от руководства отрядами СС, которые убили тысячи людей по всей Польше в 1939 году, до развертывания айнзацгрупп, расстрелявших сотни тысяч евреев.
После войны Штрекенбаха пытались обвинить в причастности к убийству по меньшей мере миллиона человек, но он избежал всех попыток привлечь его к суду и не провел ни одного дня в немецкой тюрьме.
По словам Штрекенбаха, впервые он узнал о плане, когда получил подсказку от Эрвина Шульца, офицера айнзацгруппы, который руководил казнями на Западной Украине, но, видимо, чувствовал себя неловко, наблюдая за массовыми убийствами евреев.
Штрекенбах вспоминал: «Шульц дрожал, дрожал так, как дрожу сейчас я. Он спросил: “Что мы делаем?”, а я ответил: “Мы ничего не можем сделать, мы не можем все бросить. Был приказ”».
После этого обмена мнениями Штрекенбах, по его словам, отправился прямо к своему непосредственному командиру, Рейнхарду Гейдриху, шефу РСХА и одному из главных архитекторов Холокоста.
Именно Гейдрих председательствовал на Ванзейской конференции в январе 1942 года, на которой были разработаны планы Окончательного решения.
«Гейдрих был очень тихим, всегда погруженным в дела. Он сел на край своего большого стола для совещаний и сказал: “Помолчите, Штрекенбах. Теперь слушайте меня. Закройте рот, не вмешивайтесь. Мы ничего не можем с этим поделать. Это приказ фюрера. Он выбрал СС для выполнения этого приказа. Ни рейхсфюрер [глава СС Генрих Гиммлер], ни я не можем ничего с этим поделать”», — вспоминал Штрекенбах.
На протяжении почти 80 лет историки спорят о том, вытекает ли Холокост непосредственно из прямых приказов Гитлера или же он является следствием инициатив аппарата СС и командиров на местах, выполнявших более широкие директивы.
В самых крайних случаях отрицатели Холокоста пытаются полностью оправдать Гитлера. Например, американец Дэвид Ирвинг утверждал в интервью 2009 года, что массовые убийства евреев были скрыты от диктатора, поскольку он был «лучшим другом евреев в Третьем рейхе». Действительно, повторение этих утверждений в книге Ирвинга «Война Гитлера» частично легло в основу громкого иска о клевете, который он проиграл американскому историку Деборе Липштадт в 2000 году и который фактически установил существование Катастрофы в качестве юридического факта в Великобритании.
Историк Томас Вебер из Абердинского университета, который обнаружил эти записи, сказал, что утверждение Штрекенбаха о том, что первый приказ исходил непосредственно от Гитлера, имеет большое научное значение.
Вебер подчеркнул, что эта запись напрямую затрагивает длившиеся десятилетиями исторические дебаты о причинах «Холокоста пуль» на советских территориях и о цепочке приказов, стоявшей за этими массовыми убийствами.
Он отметил, что, хотя историки давно подозревали, что обвиняемые нацисты преуменьшали свою личную ответственность во время послевоенных процессов, свидетельство Штрекенбаха представляет собой беспрецедентный документ от первого лица, подтверждающий эти намеренные искажения полномочий и ответственности.